Анна Гор про современное искусство: вопросы, не оставшиеся без ответа

Анна Гор про современное искусство: вопросы, не оставшиеся без ответа

23.05.2017

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Большой радостью для всех любителей современного искусства стал приезд в Киров директора Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (в составе РОСИЗО), искусствоведа, известного арт-менеджера, опытного менеджера в сфере культуры Анны Гор (Нижний Новгород)

Она выступила в проекте ВятГУ «Лекции в Политехническом» с лекцией «Десять самых часто задаваемых вопросов о современном искусстве», а также приняла участие в Круглом столе, посвященному обсуждению перспектив сотрудничества университета с центром, ею возглавляемом. В заседании Круглого стола принял участие ректор ВятГУ Валентин Пугач, представители администрации города Кирова, культурных институций города, преподаватели института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.

  

День 16 мая, когда состоялись эти события, неожиданно стал своеобразной прелюдией к большой художественной акции ВятГУ «Ночь музеев», которая прошла в Инженериуме, спустя несколько дней (20 мая), поскольку концептуально, содержательно настраивал на креативные арт-практики, инсталляции, перфомансы, то есть, то, что сегодня называют современным искусством.

Так что же такое современное искусство? Его любят и не принимают. О нем спорят и пытаются понять. Пожалуй, мало какое явление современной культуры вызывает столько вопросов. Какое искусство принято называть современным? Зачем искусству эпатаж и провокация? Каким смыслом наполнено понятие «современное искусство? Что можно считать современным искусством? На все эти вопросы пыталась дать ответы Анна Гор.

  

Как правило, под термином «современное искусство» понимают множество художественных практик, сформировавшихся во второй половине XX столетия. Понятие, которое, с одной стороны, возникает благодаря модерну, а с другой стороны, противоречит этому ярчайшему явлению конца XIX – начала XX столетия.

Анна Гор стоит на позициях несогласия с этим подходом и убеждена, что отождествлять понятие «современное искусство» только с XX веком ошибочно, поскольку, в каждую эпоху возникали СВОИ «art-объекты», которые можно сегодня принимать за элементы современности в том или ином времени (и, соответственно, в том или ином искусстве).


Современное искусство было всегда, – считает А. Гор, – точнее, оно появилось с тех пор, когда оно было осмыслено как художественная практика.

  

В чем специфические черты современного искусства? Одна из них характеризуется тем, что современное искусство «располагается» между искусством (в традиционном его понимании) и обществом (паблик-арт), оно словно «связывает» человека и его творения, прошлое и будущее. Таким образом, черта современности искусства состоит в том, что оно не законсервировано. Оно смотрит в будущее, стремится на волю, к свободе.

 

Благодаря меценатам, частным коллекционерам, аукционам, художественным галереям, которые, к слову, также можно считать неотъемлемыми элементами современного искусства, полотна, инсталляции, скульптурные группы становятся общественным достоянием. Современное искусство обращается к тем, кто понимает его язык. Так, например, молодёжь воспринимает искусство легко, даже не имея глубокие знания и специальное образование. Это связано с тем, что визуальный язык современного молодого человека постоянно совершенствуется из-за круглосуточного соприкосновения с виртуальной реальностью и новейшими IT-технологиями (гаджеты, компьютерные игры). 

Существуют ли границы в мире современного искусства? Безусловно, каждый из нас имеет своё представление о прекрасном. По мнению лектора, границ для современного искусства не существует, каждый волен их определять для себя сам. 

   

– Мы не должны забывать, что находимся в контекстном мире, в огромном потоке информации с разных сторон. И в этом потоке контекст важнее контента. Именно он диктуют авторское прочтение и авторскую идею. Этот контекстный взгляд предчувствовал Марсель Дюшан, когда предлагал свою провокативную интерпретацию Моны Лизы. Современное искусство располагает к личностному развитию, и это, наверное, самое важное.

Анна Гор подробно ответила не только на ее самой предложенные десять вопросов, но и на все вопросы, поступившие от слушателей. Интерес, который вызвала её лекция, говорит о том, что в ВятГУ есть целевая аудитория для правильного понимая современных процессов в искусстве и культуре, готовая к восприятию новых и нетривиальных продуктов творчества.

 

Наталья Поспелова,
руководитель проекта «Лекции в Политехническом»