Базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик Педагогического института ВятГУ провела семинары с учителями Кировской области

Базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик Педагогического института ВятГУ провела семинары с учителями Кировской области

22.11.2017

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Более 50-ти учителей математики и 20-ти учителей физики города Кирова и Кировской области на этой неделе побывали на базовой кафедре педагогических технологий и предметных методик Педагогического института ВятГУ, находящейся в МОАУ «Лицей № 21» города Кирова.

Посещение учителями региона базовой кафедры осуществлено в режиме проведения курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам «Моделирование в методике обучения физике» и «Современные тенденции в вопросах преподавания математики в средней школе», реализующихся в рамках стратегического проекта ВятГУ «Агентство образовательной инноватики» и организованных Педагогическим институтом силами преподавателей кафедр университета с привлечением лучших учителей-практиков. 
 
Учителей математики познакомили с системой работы лицея в области математического образования школьников как одним из основных результатов функционирующей в лицее под кураторством ВятГУ в последние несколько лет региональной инновационной площадки «Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного математического образования школьников». Лицей является одним из лидеров математического образования в регионе, его воспитанники дают стабильно высокие результаты итоговой аттестации и Всероссийской олимпиады школьников по математике. Опыт учителей математики лицея постоянно обобщается и транслируется для педагогического сообщества не только Кировской области, но и страны.
 
Важным этапом встречи учителей математики региона с преподавателями базовой кафедры ВятГУ – учителями-практиками лицея стало занятие семинара «Инструменты развития метапредметности и типовые задания для формирования универсальных учебных действий в математическом образовании школьников», проведенное преподавателем базовой кафедры О. Л. Лунеевой, на котором обсуждались новые технологические подходы к развитию метапредметности обучающихся через системы типовых заданий на уроках и во внеклассной работе по математике, а также инновационные для отечественной школы методические инструменты, дающие школьникам опыт работы с метазнаниями и метаумениями, такие как системы задач открытого типа, учебное проектирование в области математических знаний, интеллектуальные игры и конкурсы. Результатом этой работы явилось обогащение учителей новым педагогическим инструментарием с примерами конкретного применения в математическом образовании школьников.
 
Продолжением работы с учителями математики региона стало их знакомство с работой студии «Эксперименты в музее занимательной науки» для учащихся 4–5-х классов, занятия которой проходят непосредственно в организованном силами учителей физики и математики музее, в котором собраны разнообразные экспонаты, в том числе изготовленные учениками лицея и студентами ВятГУ, демонстрирующие различные физические явления и математические факты. На занятии студии «Занятия с гороховым конструктором, или От проб и ошибок к системности мышления», которое провел и. о. заведующего базовой кафедрой П. М. Горев, младшие школьники и педагоги региона не только прошли путь от простых геометрических головоломок с палочками до составления сложных конструкций с помощью методического инструмента «Гороховый конструктор», поработали с правильными многогранниками и кристаллическими решетками твердых веществ, но и познакомились с адаптированными для младших школьников инструментами теории (технологии) решения изобретательских задач (ТРИЗ): методом проб и ошибок, переходом в другое измерение. Результатом занятия стали не только новые знания, но и созданные учениками и педагогами конструкции.
Завершающим этапом работы учителей математики на базовой кафедре педагогических технологий и предметных методик ВятГУ стало их погружение в комплексное образовательно-воспитательное внеклассное занятие по математике «Решение задач с экологическим содержанием» – интегрированное занятие по математике, экологии, географии, физике, химии, краеведению для учащихся 7-х классов, – проведенное по технологии мастерских преподавателем базовой кафедры С. В. Кушовой. На занятии со школьниками решался целый комплекс задач: закрепить и отработать практические умения и навыки при решении задач на проценты, пропорции, свойства степеней; стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе; дополнить представления учащихся о важности свойств воды для жизни человека, привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и улучшения качества и количества пресной воды для нынешнего и будущего поколений. Вся эта работа была направлена не только на обогащение учеников математическими знаниями, но и воспитание у школьников экологической культуры, формированию внимательного и бережного отношения к окружающей природе, умения беречь и охранять её. Эти аспекты были затронуты в контексте проходящего в Кировской области года экологии. Результатом работы мастерской стала стенгазета «Вода – это сок жизни!».
 
Для учителей физики региона преподаватель базовой кафедры Т. А. Сысоева – учитель физики и куратор лицейского музея занимательной науки совместно со студентами 5-го курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Физика и информатика» ВятГУ подготовили расширенную демонстрацию экспонатов музея – приборов и устройств, демонстрирующих различные физические явления. Была представлена коллекция самодельных музыкальных инструментов, изготовленных школьниками и студентами ВятГУ; приборов, демонстрирующих механические, волновые, оптические и электромагнитные явления. Был представлен опыт работы с детьми над экспонатами музея, которая осуществляется в режиме функционирования студии «Эксперименты в музее занимательной науки» с 4–5-ми классами, в рамках проектной деятельности в течение учебного года и работы летнего пришкольного лагеря-тренинга «Математика. Творчество. Интеллект» с учениками 6–10-х классов и студентами педагогических направлений подготовки. Учителя физики высоко оценили проделанную с учащимися работу, а отдельные из них загорелись желанием осуществить представленный опыт в своей образовательной организации.
 
В завершении встречи всем гостям – педагогам региона была презентована работа базовой кафедры педагогических технологий и предметных методик, освещены основные подходы к организации деятельности со студентами направления подготовки «Педагогическое образование» всех профилей, а также основные тенденции по работе с профессиональными сообществами учителей региона как в режиме сетевого обмена методическим опытом, так и осуществлению уже в этом учебном году совместных проектов для школьников для обеспечения качества математического и физического образования в Кировской области.
 
Прошедшее мероприятие высоко оценили в своей рефлексивной оценке слушатели курсов: «Хочется поблагодарить учителей лицея № 21 и преподавателей базовой кафедры ВятГУ за предоставленную возможность познакомиться с системой организации математического и физического образования в лицее и ее успешной реализацией, с организацией дополнительного математического образования школьников. Важным для нас стало знакомство с опытом работы учителей-практиков и их предметными методиками. Предоставленные методический материал и практические примеры станут серьезным подспорьем в работе с учащимися. Полученная информация позволит систематизировать знания по теме «Универсальные учебные действия в математическом образовании школьников». Большое впечатление произвела работа в музее занимательной науки и посещение увлекательного занятия студии, на котором был продемонстрирован системно-деятельностный подход. Желаем дальнейшего процветания и творческих успехов творческому коллективу педагогов! Надеемся, что ВятГУ продолжит работу в этом направлении, и нам еще будет предоставлена счастливая возможность посетить подобные курсы».