Павел Руднев: "Зачем современному обществу искусство?"

Павел Руднев:

27.10.2021

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Философский вопрос, таящий в себе тысячи ответов, лёг в основу лекции Павла Руднева, кандидата искусствоведения, доцента ГИТИСа, арт-менеджера. Это второй визит известного театрального критика в Вятский государственный университет

Ответ на вопрос «Зачем обществу искусство?» всегда интерпретационный, субъективный. У него нет границ, потому что ответы бескрайние. Но, тем не менее, Павел Руднев раскрыл своё видение на эту тему.

– Всякое новое произведение искусства стремится переназвать его границы. Каждый раз художник пытается нас спровоцировать. Но ничего не является константой в искусстве. В нём каждый раз создаются правила игры, которые можно менять. Сегодня на искусство накладывают запреты, табу, требования. Эта территория нервная и агрессивная. Но искусство все равно создает гуманитарную среду, пытается воспитывать человечность.

Приводя свой первый аргумент, Павел Руднев видит первую функцию искусства для общества во фразе поэта Владислава Ходасевича: «Кажется, в этом и заключена сущность искусства (или одна из его сущностей). Тематика искусства всегда или почти всегда горестна, само же искусство утешительно. Чем же претворяется горечь в утешение? — Созерцанием творческого акта — ничем более».

 

Искусство сопрягается с человеческой болью, оно формируется из травм. Это арт-терапия для художника, проработка неврозов. В этом смысле искусство говорит об аномалиях, конфликтах, сложностях человеческого общества. Тем не менее, с горестным представлением об искусстве возникает радость от созерцания того, что кто-то  уподобляется Богу, потому что Бог согласно ренессансной традиции требует от нас сотворчества. Когда мы называем художника творцом, Демиургом, мы говорим о том, что акт творчества уподобляется божественному замыслу.

Вторая функция искусства – соборная. Искусство создает общий язык, некий набор стереотипов и символов для нас всех. Искусство делает нас единым народом, дает понимание, что мы говорим на одном языке, что у нас есть общий культурный бэкграунд. Это отлично описывает Шиллер фразой «Нация собирается в партере», то есть в театр входит толпа, выходит – народ, затем входит народ, выходит – нация.

Помимо соборности, искусство заключает в себе время. Оно становится формой освоения мира, фиксацией памяти и реальности в конечном итоге. Есть, конечно, и документ, и летопись, но искусство это делает лучше. Может быть, более субъективно, но точно более чувственно. Часто искусство вступает в диалог с историей. Художник выстраивает необходимую связь со своими родственниками, близкими или историческими личностями и событиями.

Искусство воплощает категорию прекрасного, но и уродливое, безобразное в нём может становиться прекрасным:

– Человеку в потреблении искусства нужно не только эстетическое и гармоничное, вечно прекрасное, опрятное, но и омерзительное. Прекрасное в искусстве никогда не совпадает с прекрасным в жизни. Уродливое, страшное тоже может стать частью эстетики. Территория эстетического в искусстве – вещь, которая никогда не бывает константой.

Поэтому ещё один ответ на вопрос о важности искусства для общества заключается в расшифровке уродливого и обыденного. Художник показывает человеку, что он каждый день проходит мимо красоты. Так, коробок спичек и билет на самолет не являются для нас предметом эстетизации. Нам нужна поэзия Виктора Цоя, чтобы для нас они были красивы, исполнены смысла.

 

Любая вещь, находящаяся в нашей среде и не воспринимающаяся как объект красоты, может быть эстетизирована субъективным взглядом одного человека.

Можно расшифровывать функции искусства бесконечно. Например, Павел Руднев приводит также в пример карнавальность: в Европе карнавальная культура преодолевает страх смерти, это лечащий смех, смех над самим собой. Искусство закрывает потребность невозможности, оно наполняет человека свободой, дает пространство мечты, грезы. Искусство порождает сомнение: оно сильнее, когда заканчивается парадоксом, вопросом, неразрешимостью, неоднозначностью. Искусство снимает маски, показывает нас часто в неприятной истине, становится пророческим голосом, помогает облагородить городскую жизнь – Павел Руднев мог перечислять бесконечно смысловой ряд содержания искусства и его влияния на человека, общество.

 

Но важным и истинным остаётся одно. Искусство субъективно, каждый трактует его по-своему, каждый находит в нём своё, то, что привлекательно. И если найти это привлекательное, то искусство ответит на все запросы и раскроет множество ответов.

В завершении лекции были заданы вопросы, развернутые ответы на которые претендовали на новый цикл освещения жизненно важной темы.