Эксперт из ВятГУ рассказал об общении без рисков

Эксперт из ВятГУ рассказал об общении без рисков

29.09.2025

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения Андрей Злобин дал интервью университетскому медиапроекту «Щит: российская наука безопасности», реализуемому при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий

– Андрей Александрович, что такое коммуникативная безопасность?

– Необходимо различать коммуникационную безопасность и коммуникативную безопасность. Это два понятия, которые сегодня зачастую подменяются и понимаются неверно. Коммуникационная безопасность – безопасность коммуникационных сетей, а коммуникативная безопасность – безопасность от агрессивных коммуникативных влияний, от вторжения в коммуникативное пространство языковой личности. 

Коммуникативная безопасность – это ёмкое понятие, включающее в себя изучение коммуникативного конфликта, коммуникативной угрозы, коммуникативной неудачи, коммуникативной стратегии, буллинга, газлайтинга, манипулятивной тактики, коммуникативного поведения др

– Что такое коммуникативное поведение?

– Коммуникативное поведение – это совокупность норм и традиций общения, принятая в определённом лингвокультурном сообществе.

Русское коммуникативное поведение глубоко и всесторонне изучалось в течение последних 20–30 лет. В результате системных исследований И.А. Стерниным и Ю Е. Прохоровым была сформирована модель русского коммуникативного поведения, включающая в себя как вербальные, так и невербальные характеристики. В частности, были тщательно изучены такие национальные особенности нашего общения, как коллективизм, контактность, регулятивность, конфликтность.

–  Что Вы можете сказать о контактности русских людей?

– Общительность русского человека в сравнении с западным коммуникативным поведением оценивается как очень высокая. Она проявляется в следующем. Русский человек очень любит общаться, это исключительно важная часть жизни, средство самореализации. Русские люди легко знакомятся. В нашем коммуникативном поведении нет особой церемонии знакомства. Можно знакомиться самому, без посредников, подойти и сказать: «Хочу с Вами познакомиться!», «Можно с Вами познакомиться? Я такой-то...». Вступив в коммуникацию, русский человек старается быстрее преодолеть формальную процедуру знакомства, условности.

Русские любят общаться искренне и эмоционально. Искренность проявляется в том, что они не скрывают свои чувства от окружающих, откровенны в общении, много рассказывают о себе. Русский человек нередко бывает неожиданно откровенен даже с малознакомыми людьми, может без наводящих вопросов поведать собеседнику о многих личных и даже интимных подробностях своей жизни. Это считается проявлением доверия к собеседнику, отражает стремление установить с ним дружеский контакт.

Даже находясь в рамках профессионального общения, русский человек ждёт искренности от своих коллег, что проявляется в частом использовании специальных тактик-вызовов на откровенность: «Расскажи, и тебе сразу станет легче», «Расскажи, или я всё равно узнаю», «Ты обязана мне это рассказать», «Я должен это знать» и др.

– Как воспринимают это иностранцы?  

– Люди, живущие в других странах, данную особенность русской коммуникации (контактность) могут воспринять как навязчивость и распущенность. Интересно, что в японском общении, например, действует другое правило: «Вежливость дороже искренности». Иностранцы отмечают, что в ходе разговора настроение русского человека может внезапно смениться с благодушного на обиженное, а потом опять его лицо станет приветливым. Европейцы не могут понять, почему так быстро меняется в процессе общения настроение наших людей. Объясняется это тем, что русский человек не прячет эмоцию за улыбкой или вежливо-сдержанной маской, как принято в западном общении.

– Часто ли ссорятся русские люди? Можно ли каким-то образом обезопасить себя от возникающего конфликта?

– В нашей повседневной коммуникативной практике – межличностной и профессиональной – ссоры происходят, к сожалению, очень часто. Русских людей отличает желание вступать в дискуссию по любому поводу, выяснять отношения, выражать открытое недовольство чем-либо или кем-либо, делать публичные замечания. В результате возникают конфликтные ситуации, которые усугубляются тем, что во время спора русский человек утрачивает самоконтроль: он категоричен и агрессивен, склонен к обострению отношений, практически неспособен к компромиссу, адекватной оценке; его реплики резки, а суждения безапелляционны. 

Столкновение разных взглядов, точек зрения на одну и ту же проблему зачастую приводит к деструктивному конфликту, когда оппоненты начинают «переходить на личности», употреблять грубые слова и выражения. 

Специалисты, занимающиеся изучением коммуникативных конфликтов, сформулировали практические «рекомендации», которые помогут снизить остроту назревающего конфликта. Назовём некоторые из них. 

* Пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику (заранее сформировавшееся к нему отрицательное отношение), старайтесь отвлекаться от его недостатков, не замечать оплошностей, неудачных слов.

* Демонстрируйте уважительную манеру коммуникативного поведения: чаще называйте оппонента по имени (в официальном общении – по имени и отчеству), учитывайте его настроение, самочувствие, не говорите слишком громко и самоуверенно, в сложных ситуациях задавайте конкретные вопросы «на прояснение».

* Старайтесь не думать об отрицательном совместном опыте, вспоминайте общие успехи, не покушайтесь на ценности и стереотипы собеседника. 

* Негативная информация, если без неё нельзя обойтись, должна быть минимальной, а форма её сообщения – оптимальной. Преодолевайте внутреннее желание спорить, игнорируйте «уколы» в свой адрес, чаще соглашайтесь с собеседником в непринципиальных вопросах.

– Большое спасибо за советы и содержательную беседу!

– Желаю Вам приятного и безопасного общения!