Студенту

Организация занятий по физическому воспитанию студентов

  • -
  • Автор: admin
  • Просмотров 4150

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Включение элементов психофизической тренировки в программу специальной медицинской группы Вятского государственного университета

С 1993 года в  программу занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы Вятского государственного университета включены элементы психофизической тренировки. Возникли некоторые nрудности, связанные с дозированием нагрузки и составлением комплексов. Основные причины: смешанные группы (юноши и девушки) и различные заболевания студентов.

Трудности решались  изменением  количества повторений, уменьшением амплитуды и ритма движения, чередованием работы и отдыха, изменением  исходного положения, усложнением упражнений, разработкой специальных комплексов по заболеваниям, которые менялись каждый  месяц.

Проведение учебно-тренировочного занятия с элементами психофизической тренировки по своей структуре не отличается от общепринятой и состоит из подготовительной, основной и заключительной части. В подготовительной части основной задачей является функциональная подготовка организма. Применяется комплекс потягиваний и ротационных движений с последующим расслаблением для снятия напряжения и асимметрии тела. В подготовительную часть включаются дыхательные упражнения, упражнения для глаз, самомассаж.

Основная часть состоит из  базового комплекса, состоящего из   динамических и статических упражнений, выполняемых при ритмическом дыхании с коротким расслаблением после силовых упражнений. На основе этого комплекса каждый месяц составляется новый с выраженной терапевтической направленностью. Далее идет комплекс из 20 упражнений. Каждое упражнение повторяется  4–6 раз.  Каждое динамическое и статическое упражнение обязательно выполняется в сочетании с определенным видом дыхания и установкой на правильный стереотип осанки.

Заключительная часть – успокоение организма, расслабление.

Контрольные требования: посещаемость, ведение дневников самоконтроля, сдача зачетных комплексов. Основным критерием оценки успеваемости студентов специального учебного отделения является регулярность посещения обязательных учебных занятий и улучшение в динамике результатов выполнения контрольных упражнений и тестов по сравнению с исходными данными индивидуально каждого студента.  Дневники самоконтроля проверяются раз в месяц. Исходные данные функционального состояния здоровья фиксируются в начале учебы, в конце сессии и по окончанию учебного года.  Для отслеживания динамики уровня физического развития регистрируются частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания (пробы Штанге и Генчи). Производится измерение силы правой и левой кисти (ручным динамометром), силы мышц спины, брюшного пресса и гибкости. Время проведения: сентябрь, декабрь, май.

Назначение учащихся в СМГ проводится в начале учебного года после медицинского осмотра.

Студенты  ведут дневники самоконтроля, где отмечают все изменения  в состоянии здоровья. Вот некоторые выписки из дневников:

… поднялось настроение, после занятия запомнил все прямо с урока.

... прошла головная боль. Курить не хотелось после занятия.

…После занятия закурил, но, докурив до половины, выкинул. Неохота мне курить.

…Снимается нервозность и агрессивность.

…После второго занятия нос очистился. Перед занятием болел позвоночник, но на 2, 3 упражнении перестал болеть. Сердце не беспокоит, голова не болит. Увеличивался рост на протяжении 3-х месяцев. Стал лучше понимать учебный материал. Голова очистилась от лишних мыслей, стал больше читать. Стало жаль попусту потраченного времени. Быстро начали расти волосы.

… Хочется быть другим человеком и никого не кусать. Постоянные боли в сердце стали реже и не так остро. Стал другим человеком. С глаз спала пленка и нельзя все выразить словами. В общем, состояние улучшилось очень заметно.

…Общее улучшение состояния: улучшилось дыхание, сердечный ритм, стабилизировалась работа кишечника, исчезла статическая усталость и боль в голове.

…Перед занятием пульс 90 ударов в минуту – после занятия 70. Дыхательные упражнения, по–моему, нормализируют работу сердца. Значительно реже стал болеть, простужаться по сравнению с прошлым годом. Исчез насморк, почти не болит горло. Улучшилось общее самочувствие.

…За этот год я, как ни странно, ни разу не болел простудными заболеваниями, которые обычно у меня начинаются с приходом зимы. …. Появился стимул, желание к дальнейшей учебе в университете, которое до урока отсутствовало.

… Ровно год на ладонях и пальцах обоих рук стали вновь и вновь появляться бородавки. К этому времени занятия были лишь около 1 месяца. Спустя 2 месяца, где-то к середине прошлой весны, они полностью исчезли. Что касается учебы, то заметно удалось интенсифицировать процесс работы, тот же самый объём стал выполняться гораздо быстрее.

…Самое главное, мне кажется, стала улучшаться память. Запоминаются тексты, которые раньше заучивались с трудом. В результате этого запомнила и смогла воспроизвести знания в течение 2 часов, на которые раньше бы ушли сутки (получила зачёт по экологии в результате этого). Кроме того, уроки помогли привести себя в хорошее самочувствие, т. к. нехватка ночных часов сна заменена на дневные уроки. Сейчас, чтобы выспаться, необходимо 4-5 ч. и этого вполне достаточно. 

…Общее улучшение состояния: улучшилось дыхание, сердечный ритм, стабилизировалось работа кишечника. Исчезла статическая усталость и боль в голове. Мысли стали более спокойными, расслабленными.

…К занятиям относился скептически. Заметил, что гораздо реже болит голова. Откровенно говоря, не смог вспомнить, когда это было в последний раз. Да, определенно от занятий есть толк. …Легче прорабатывать большие объёмы информации. Не чувствуется усталость. Голова становится светлой, чистой, думается легко. Проще стало осваивать естественные и точные науки, потянуло к освоению иностранного языка. Увлёкся вычислительной техникой. Вообще, прогресс большой.

…Занятие дало большой заряд на весь день, снизилась утомляемость. Лекции показались короче раза в 2. Фантастика. Могу сделать вывод, что большинство занятий как будто заряжают тело бодростью, энергией, умственные способности удваиваются.

…За год улучшилось общее состояние. Практически перестали беспокоить приступы астмы. Почти всегда стал дышать носом, хотя раньше постоянно дышал ртом.

…На данный момент я наблюдаю такие изменения: мне стало легче общаться с моими родителями, я перестал с ними ругаться.

…Диагноз: диффузное увеличение щитовидной железы 2ст. Ожирение 2ст. Узловое увеличение в правой доле (10+10мм). Через год наблюдается снижение веса. Узловое увеличение уменьшилось (6,8+6мм). Диффузное увеличение щитовидной железы 1 ст.

…Недавно я ходила к  врачу-ортопеду, он исправляет искривление позвоночника. С 6-ти лет я стояла  у него на учете. А сейчас он сказал, что у меня великолепная спина и даже массаж не нужен, я думаю, мне помогли занятия лечебной физкультуры, так как дома для спины ничего не делаю. После я всегда чувствовала нагрузку на позвоночник. По результатам 2-го семестра можно сказать, что мое дыхание стало более ровным. Кол-во дыханий в минуту уменьшилось. Увеличилась ЖЕЛ. Еще мне кажется, я стала меньше нервничать по мелочам. Психически стала «спокойна».  Рыкова Екатерина ТХО-21.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

Анализируя дневники самоконтроля, отмечая положительную динамику в увеличении физической и умственной работоспособности, старшим преподавателем кафедры физвоспитания Яколевым А. В. поставлена задача,  экспериментальным путем проверить данные из дневников студентов. 

Влияние методов психофизической тренировки на умственную работоспособность и психические состояния  студентов.

Целью  исследования  является воздействий учебно-тренировочных занятий с элементами психофизической тренировки на динамику умственной работоспособности и психических свойств студентов. Для достижения поставленной цели были установлены следующие задачи:

  • провести обследование морфофункциональных, психофизиологических и психических  показателей  студентов, применяющих в физических занятиях элементы психофизической тренировки и студентов,  занимающихся по обычной программе;
  • на основании сравнительного анализа результатов обследования сделать выводы и рекомендации.

В Вятском Государственном Университете были обследованы две группы девушек 17-18 лет 15 человек каждая. Экспериментальная – девушки специальной медицинской группы, контрольная – девушки подготовительной группы. В анкетировании по выявлению психологического состояния принимали участие 42 студента 17-18 лет, которые занимались по данной методике в течение двух лет и 42 студента подготовительной группы.

Для  оценки морфофункциональных показаний регистрировались частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания (пробы Штанге и Генчи). Применялся метод регистрации: определение силы правой и левой кисти рук (ручным динамометром), силы мышц спины, брюшного пресса и гибкости.

Психофизиологическое обследование было представлено диагностическим комплексом, включающим в себя  оценку умственной работоспособности, на основании количественных и качественных показателей внимания по  модифицированным таблицам корректурных проб и Платонова-Шульте, анкетированием. Пробой Ромберга оценивалось состояние статической координации.

При обследовании студентов существенных различий в физическом развитии не выявлено. В тоже время частота дыхания в экспериментальной группе уменьшилась на 14%, в контрольной увеличилась на 16%. Жизненная емкость легких в экспериметальной группе увеличилась на 11%, в контрольной осталась без изменения. Скорость переработки информации по корректурным таблицам в экспериментальной группе увеличилась на 29%, в контрольной осталась без изменения. Распределение внимания по таблицам Платунова-Шульте: в экспериментальной группе улучшилась на 18%, а в контрольной на 8%. 27% студентов экспериментальной группы улучшили координационные свойства нервной системы.

Анализ результатов исследования позволяет отметить, что включение элементов психофизической тренировки в урок физкультуры способствует:

  • развитию психических качеств,
  • повышению уровня внимания,
  • развитию резервных возможностей организма, в том числе умственной и физической работоспособности,
  • выработке положительной мотивации к учебным занятиям и творчеству   школьников и студентов.

Учитывая выявленные результаты, можно рекомендовать: включение в урок физической культуры  элементов психофизической тренировки для увеличения объема памяти, повышения умственной работоспособности, умение принимать инициативные решения, развитие творческих способностей школьников и студентов.

Можно рекомендовать в спортеприменение дыхательных упражнений и концентрации внимания, для повышения  резервных возможностей организма и восстановления работоспособности, для психологической подготовки перед  соревнованиями.

Так как  проводимые занятия дают положительный эффект в укреплении мышц спины, брюшного пресса, увеличивают объем легких, что положительно влияет на формирование осанки, их можно рекомендовать для профилактики сколиоза.

В 2004 году учащейся химико-биологического лицея Яковлевой И. А материалы исследований были взяты за основу научной работы.  Добавлены две возрастные категории – это учащиеся коррекционной школы №13 и учащиеся химико-биологического лицея. Под руководством кандидата биологических наук доцента Вятского государственного гуманитарного университета Ворониной Г.А., и  старшего преподавателя кафедры физического воспитания Вятского государственного университета Яковлева А. В., исследовательская работа «Влияние методов психофизической тренировки на умственную работоспособность и психические свойства школьников и студентов»,   на  Всероссийской  конференции-конкурса «Юниор», проходившей в городе Москва в  рамках Международного смотра научного и инженерного творчества школьников (International Science and Engineering Fair, ISEF) и являющейся Олимпиадой для молодых исследователей, получила диплом победителя (3-е место по секции «Науки об окружающей среде») и диплом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Версия для печати