История кафедры философии, социологии и психологии

  • -
  • Автор: gf
  • Просмотров 3829

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

 

1-й ряд слева направо: Матвеева Мария Витальевна– к.ф.н., ст. преподаватель; Иванцева Татьяна Генриховна – к.ф.н., доцент; Смердов Георгий Васильевич – к.ф.н., доцент, зав. кафедрой; Родина Елена Евгеньевна – к.ф.н., доцент; Таран Нэлли Дмитриевна – ст. преподаватель;

2-й ряд слева направо:Шуклин Игорь Николаевич– к.ф.н., доцент; Вахрушев Валентин Васильевич – ст. преподаватель; Логачева Елена Александровна – ст. лаборант; Бровцин Александр Викторович – ст. преподаватель; Соловьев Сергей Владиславович – ст. преподаватель

 

Формирование кафедры началось с момента создания института. Вклад в ее создание внесли все преподаватели, читавшие курсы марксистско-ленинской философии, этики, эстетики и научного атеизма. Первоначально, до 1974 г. они входили в состав кафедры марксизма-ленинизма. Затем была создана кафедра философии и научного коммунизм. В 1978 году выделилась кафедра философии, а с сентября 2011 г. кафедра философии стала выпускающей и объединенной: состоялся первый набор студентов по направлению «Социология», профиль «Социология управления» и к кафедре присоединена кафедра общей и социальной психологии. Отныне кафедра называется «Философии, социологии и психологии» (ФСП). Сегодня на кафедре работают преподаватели: Т. Г. Иванцева, И. Н. Шуклин, С. Л. Смагин, А. В. Ермолин, М. И. Долгушин, М. В. Матвеева, В. А. Сахаров, Т. В. Шубницына,  С. В. Соловьев, О. В. Бармина, М. М. Старикова, Е. А. Слобожанинова, М. И. Ненашев, В. В. Вахрушев.

Первые философы-профессионалы в институте появились в 1966 г.  Это были выпускники философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова М. С. Кротов и Н. Д. Таран. До этого все философские курсы вели преподаватели, не имевшие специального философского образования. С созданием самостоятельной кафедры философии существенно возрос качественный состав преподавателей.  На вакантные места принимались только лица, имеющие базовое философское образование (философский факультет университета). Исключение было вызвано необходимостью иметь на кафедре философов с естественно-научной подготовкой.  Для чего были приняты физик и химик с университетским образованием.  Основная ориентация в наборе преподавательского состава кафедры шла через целевую подготовку кандидатов философских наук как из числа собственных преподавателей, так и пятикурсников философских факультетов. Начиная с 1975 г. до конца 80-х гг.,  кафедра постоянно имела в аспирантуре 1–2 сотрудника. Именно с кафедры философии уехал учиться в московскую аспирантуру В. И. Калиниченко, став учеником М. К. Мамардашвили. В одном из своих последних интервью известный, оригинально мыслящий современный философ А. Пятигорский назвал Владимира Ивановича Калиниченко одним из самых интересно мыслящих философов России. К большому сожалению, В. И. Калиниченко ушел из жизни, и мы  скорбим о его ранней скоропостижной кончине.

Еще один «птенец кафедры» – Валерий Андреевич Мансуров. Начав свой научно-педагогический путь на кафедре, он продолжил его в стенах Института социологии РАН, став доктором философских наук, президентом российского общества социологов, заместителем директора Института социологии по международным связям, специалистом по методологии и методике социологических исследований, социологии профессий, молодежи и  интеллигенции. СМИ и общественного мнения.

Первыми кандидатами философских наук из числа своих преподавателей на кафедре стали А. Н. Бурков, М. С. Кротов, В. В. Гайда. С учетом кандидата биологических наук Н. Д. Правдина и кандидата исторических наук Г. И. Осколкова, специализировавшегося по философским проблемам общественного развития, 70–75% преподавателей кафедры имели ученые звания и степени.

В 70–80-е гг. в советской высшей школе шел бурный процесс активизации научно-методической работы. На первый план вышли вопросы проблемного обучения и использование технических средств.

Кафедра философии принимала участие в решении обеих проблем. Наилучших успехов добилась в активизации учебного процесса через вовлечение студентов в нестандартное освоение знаний. Например, уже в 80-ых гг., задолго до наступления «эпохи тестирования», преподаватели кафедры использовали этот метод как форму текущего контроля знаний студентов на практических занятиях. Е. И. Перминова и Н. Д. Таран весьма успешно применяли такой метод обучения как «малые группы» на семинарских занятиях по философии. Студенты с неизменным интересом включались в это своеобразное интеллектуальное командное состязание, обсуждая проблемы личности и индивидуальности, возможности мыслить машине и другие философские проблемы. Поэтому на занятиях по философии даже в глубоко «застойные» времена ряд  преподавателей кафедры создавали интеллектуальную творческую атмосферу поверх идеологической ортодоксии.

Перед кафедрой встала задача изучения самостоятельной работы студентов. В начале 80-х гг. были сделаны обобщающие выводы по самостоятельной работе студентов. Оказалось, что самостоятельная работа студентов является доминирующей формой всего учебного процесса. Она не сводится только к самоподготовке, а присутствует в специфическом виде в каждой форме учебного процесса, начиная с лекции и заканчивая экзаменом.

Вторым выводом стала констатация того факта, что отсутствие практического восприятия информации, характерной для выпускников школ, не исчезает за время учебы в институте. Встала проблема учить студентов умению слушать во время учебного процесса не только преподавателя, но и своих товарищей. Слушать критически.

Некоторые преподаватели сразу же изменили рисунок семинарских занятий. Критерием работы студента на семинаре стали не его ответы на вопросы плана, а аналитическое восприятие выступлений участников семинара, в том числе и преподавателя. Выросла роль реплик, особенно вопросов студентов друг другу. На заседаниях кафедры вопрос «Как читать курс философии проблемно и одновременно доступно?» был предметом постоянного обсуждения и дискуссий. Кафедрой было выпущено учебно-методическое пособие «Самостоятельная работа студента при изучении философии» (автор М. С. Кротов).

Кафедра вела воспитательную работу со студентами во внеучебное время. Здесь следует назвать ст. преподавателя Н. Д. Таран – постоянного, на протяжении многих лет, руководителя студенческого кружка (клуба) «Этикет». Заседания кружка Нелли Дмитриевна проводила, создавая атмосферу доверия и дружеского общения. Долгие годы Н. Д. Таран работала со студентами строительного факультета, где ее с благодарностью помнят. Огромен ее вклад в формирование не только профессиональных, но и человеческих качеств выпускников нашего ВУЗа. Многие студенты и студентки после окончания  учебы продолжали и продолжают поддерживать дружескую связь с Н. Д. Таран.

Доцент Валерия Валентиновна Гайда  успешно старалась включать  интересующую ее проблематику по вопросам религии и свободомыслия  в неформальное общение со студентами.

Под руководством доцента И. Н. Шуклина группа преподавателей кафедры вела хоздоговорные (с предприятиями г. Кирова)  социологические исследования, касающиеся характера трудовых отношений, степени удовлетворенности работой, вопросов производительности труда, проблем свободного времени работников предприятий. И это в те года, когда социология в нашей стране, мягко говоря, не приветствовалась.

Преподаватели кафедры руководили такой своеобразной формой  внутривузовской работы как научно-методологические семинары для преподавателей естественно-научных и технических кафедр. Зачастую официальными  темами этих семинаров было обсуждение каких-либо партийных (КПСС) директив, но академическая свобода,  являющаяся одной из самых  фундаментальных и главных традиций высшей школы, давала о себе знать и, опять, несмотря на партийно-идеологические препоны, шли на этих семинарах  острые интеллектуальные дискуссии по проблемам общественной жизни, по взаимодействию или противодействию общественных и естественных наук.

За годы существования кафедры философии на ней работали: В. И. Калиниченко,  Ю. М. Смоленцев, В. В. Гайда, М. С. Кротов, Н. Д. Таран, В. А. Мансуров, Н. Д. Правдин, Г. И. Осколков, Т. Н. Рубцова, Е. И. Перминова, А. Д. Шаров, А. В. Евсеев, Л. А. Назарова, Г. В. Смердов, Ж. А. Лихачева, Л. П. Мартынова, Е. В. Плотникова, В. Ф. Одинцов, И. П. Вологжанина, Л. П. Наймушина, М. Д. Саламатова, А. В. Бровцин, А. Ю. Долгих, Н. Л. Бровцева, Е. Е. Родина.

Заведующим кафедры были М. С. Кротов (1974–1986), И. Н. Шуклин (1986–1997), Г. В. Смердов (1997–2006), Т. Г. Иванцева с 2006 г. по настоящее время.

Особую добрую память о себе оставила работавшая долгие годы секретарем кафедры Е. П. Кропотова. В настоящее время творческий и ответственный подход к ведению делопроизводства на кафедре демонстрирует старший лаборант кафедры Е. А. Антышева.