В рамках плана мероприятий, утвержденного заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко, 27 ноября Векторным центром Института гражданской идентичности РГУ им. А.Н. Косыгина была проведена онлайн-лекция на тему «Жизненный подвиг Патриарха Тихона» в честь 100‑летия его блаженной кончины.
Было отмечено, что основу российской идентичности составляет система российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, объединяющая многонациональный народ нашей страны.
Религия играет системообразующую роль, определяет контуры формирования культурной и цивилизационной основы общества, а также имеет важное значение в процессе коллективного самоопределения — формулирования образа коллективного «мы». Религия создает предпосылки для определенного седьмого образа мышления, восприятия мира и установления норм взаимодействия в обществе. В общественных процессах значимое место занимают религиозные институты.
На лекции были обозначены основные жизненные вехи Патриарха Тихона, отношения между властью и религией в первые годы существования советской власти. В частности, было подчеркнуто, что политика новой власти носила антирелигиозный характер, основанный на научном атеизме.
Тем не менее, период революций и гражданской войны в России оставил глубокий и противоречивый след в истории — трагедию расколотой страны, в которой мир общественных взглядов и представлений о будущем разошёлся непреодолимой пропастью. Это был серьёзный кризис национальной идентичности, в ходе которого часть общества прибегала к крайним методам ради утверждения своей позиции, не щадя человеческих жертв и ведя страну к гражданской катастрофе. На этом фоне фигура Патриарха Тихона предстает исключительной: он стремился остановить разрушительную стихию, отстоять исторические основы России и защитить духовные ценности народа. Подчеркивая необходимость сохранения единства страны и единства Церкви, он исполнил свое пастырское служение в самые тяжелые годы. Слова Патриарха Тихона: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза» были произнесены в период гонений. Однако последующая история распорядилась иначе: в 1989 году он был канонизирован Русской Православной Церковью, и память о святителе продолжает жить в российском народе.


.jpg)
.jpg)