Интернет-газета

Курс на подготовку кадров, востребованных экономикой региона

  • 19 февраля 2019, 14:17
  • Автор: admin
  • Просмотров 2250

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Директор института химии и экологии ВятГУ Сергей Фомин рассказал о роли профессиональных стандартов в подготовке студентов

Видимо не секрет, что опорный вуз Кировской области уделяет большое внимание качеству подготовки своих выпускников. Что же подразумевают в Вятском государственном университете под понятием «качество подготовки»?

В общем-то данный термин на сегодняшний день устоялся в образовательном лексиконе. И, как правило, под ним понимают соответствие тех знаний, умения, навыков, или, как это принято сейчас говорить, компетенций, которые получает за время обучения студент тем требованиям, которые предъявляют к своим будущим работникам работодатели. Вроде бы все понятно, но проблема в том, что под термин «работодатель» попадают очень уже разнообразные предприятия и организации, требования к вновь принимаемым работникам у которых могут отличаться даже в пределах одной и той же отрасли. Вплоть до того, что сейчас на одну и ту же должность разные организации принимают людей с совершенно разными компетенциями, требуют от своих работников совершенно разных навыков и, соответственно, по-разному оплачивают их труд. может быть и обратная ситуация – работники, выполняющие одну и ту же работу в разных организациях или на предприятиях, могут иметь совершенно различающиеся должности.

Каким же образом поступать образовательной организации? На кого ориентироваться? Чьи требования учесть?

Очевидно, что было бы неправильно учесть мнение только части работодателей. Пусть даже наиболее крупных и значимых. Желательно учесть мнение максимально большого количества заинтересованных сторон и спроектировать образовательную программу на основе реальных потребностей реального сектора экономики.

Какие же пути для изучения потребностей сейчас существуют? Необходимо провести опрос представителей кадровых служб всех предприятий, с которыми вуз взаимодействует, направляет студентов на практику, а выпускников на трудоустройство?

Сейчас существует очень интересных инструмент, о котором многие даже не знают. А ведь его использование закреплено нормативно. В частности, есть прямое указание на его применение в новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. В тех, которые еще называют «поколение 3++». Речь идет о профессиональных стандартах. Обратите внимание я два раза использовал термин «стандарт»: сначала – «образовательный стандарт», а затем – «профессиональный стандарт». Это о разном. Образовательный стандарт говорит о том, чему и как надо обучать, а профессиональный – какие требования предъявляются к работнику, выполняющему ту или иную трудовую функцию. Разработку и принятие образовательных стандартов курирует Министерство высшего образования и науки, а профессиональные – Министерство труда и социальной защиты. Соответственно, в таком случае образовательной организации требуется совместить эти два документа и спроектировать свою образовательную программу таким образом, чтобы выполнить требования обоих стандартов.

Таким образом, обучаясь на образовательной программе, разработанной с учетом содержания соответствующих профессиональных стандартов, у студента должны быть полная уверенность в том, что он получает все те навыки и компетенции, которые действительно востребованы на рынке труда и позволят ему успешно трудоустроиться. Кстати, из тех же профессиональных стандартов можно подчерпнуть информацию о том, какие умения и знания, какая квалификация и уровень образования нужны для продвижения по карьерной лестнице – для занятия вышестоящих должностей.

То есть изучение профессионального стандарта сейчас становится обязательным условием?

Для образовательных организаций – однозначно да. Для работников кадровых служб организаций и предприятий – однозначно, да. Для студентов, работников – естественно, при желании. Но, есть серьезная проблема – далеко не во всех отраслях на сегодняшний день разработаны профессиональные стандарты. Хотя эта работа сейчас довольно активно ведется, далеко не все отрасли пока еще закрыты подобными документами.

А ВятГУ есть чем похвастаться в этой области?

Как ни удивительно – есть. Ведь, несмотря на то, что разработка профессиональных стандартов курируется Министерством труда и социальной защиты, наиболее заинтересованы в их разработке именно образовательные организации. Мы много лет осуществляем подготовку специалистов для шинной отрасли – подавляющее большинство инженерно-технических работников завода Pirelli в Кирове – наши выпускники. Можно найти наших бывших студентов и в других шинных компаниях страны, выпускающих продукцию, как под отечественными брендами (Cordiant, Нижняя Кама), так и под всемирно известными (Continental, BridgeStone, Michelin). Может быть такой большой опыт, а также успешное выполнение целого ряда проектов по разработке образовательных программ в интересах промышленности, позволили нам включиться в работу над двумя профессиональными стандартами в шинной отрасли. Мы разрабатываем сейчас профессиональные стандарты для технологов и техников, осуществляющих процесс резиносмешения в производстве пневматических шин. Пожалуй, это наиболее важный процесс, оказывающий влияние на свойства всей шины – ведь в ее составе не менее десятка различных деталей, выполненных из различных по составу и свойствам резин.

Конечно же не обходится без общения и с представителями других вузов, исследовательских организаций и, конечно же, предприятий. Ведь предприятия и их потребности при разработке таких документов – самые важные интересанты. В ходе работы над профессиональными стандартами нам приходится консультироваться со специалистами из Москвы, Ярославля, Омска, Воронежа, Кирова, Нижнекамска и других городов, в которых есть профильные предприятия и организации. Возглавляет же эту работу один из крупнейших производителей пневматических шин в нашей стране – холдинг Cordiant. Я надеюсь, что совместными усилиями мы подготовим действительно качественный и востребованный документ, который принесет пользу и промышленности, и образованию.

В заключение можно сказать, что появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика. В нашей стране они должны постепенно заменить квалификационные справочники. Эксперты предполагают, что это произойдет в 2020 году и весьма значимо, что Вятский государственный университет работает в этом направлении совместно с ключевыми индустриальными партнерами.