Опорный научно-методический центр по разработке содержания модуля «Основы российской государственности», механизмов его внедрения в образовательный процесс и реализации соответствующих программ дополнительного профессионального образования, созданный в ВятГУ, проводит масштабную деятельность по разным направлениям. Одно из них отражает специфику работы с иностранными студентами, нацелено на совершенствование преподавания основ российской государственности этой категории обучающихся.
21 мая на площадке крупнейшего вуза Кировской области стартовала серия мероприятий в рамках данного направления. Первое совещание объединило представителей Минобрнауки РФ и проекта «ДНК России», преподавателей основ российской государственности из вузов Кирова, Нижнего Новгорода, Самары, Ижевска, Пензы, Казани, Саратова, Уфы, Красноярска.
Предваряя основную часть обсуждения, директор опорного НМЦ по разработке содержания модуля ОРГ и механизмов его внедрения, доцент кафедры гражданского права и процесса ВятГУ Дмитрий Плотников напомнил собравшимся основные установки государственной политики России в отношении иностранных студентов.
Привлечение иностранных граждан на обучение является важным инструментом мягкой силы Российской Федерации и одной из приоритетных задач Минобрнауки России,
- отметил Дмитрий Александрович.
Спикер сообщил, что количество иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, увеличилось с 297993 человек в 2019 г. до 355765 человек в 2023 г., то есть рост составил 14,24 процента.
Дмитрий Плотников обратился к Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2026 г.», заострив внимание на реализации потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности как одной из национальных целей. Среди задач, направленных на достижение этой цели, было названо увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тысяч человек.
Основную часть встречи составило выступление доцента кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения ВятГУ Светланы Вылегжаниной. Она поделилась опытом реализации коммуникативно-деятельностных методик и технологий обучения иностранных студентов основам российской государственности.
Светлана Юрьевна отметила, что коммуникативно-деятельностный подход является ведущим при обучении иностранцев русскому языку. Так же эффективно он может применяться при преподавании курса «Основы российской государственности».
Этот подход, подчеркнула докладчик, не нужно воспринимать как единственно возможный. Вместе с тем он обладает рядом выраженных достоинств, включая речевую направленность учебного процесса, создание речевых ситуаций для тренировки различных видов речевой деятельности, субъект-субъектную схему общения, активность, инициативность, творчество, сочетание индивидуальной и групповой работы.
Светлана Вылегжанина представила широкий спектр приемов и технологий, позволяющих реализовать данный подход.
Например, прием «4 угла» предполагает размещение на стенах аудитории четырех пейзажных изображений. Студентам предлагается прогуляться по помещению, выбрать наиболее понравившийся вариант и остановиться около него. Ребята смогут описать увиденное, поделиться личным впечатлением – при этом задание, скорее всего, не вызовет затруднений, будет выполнено с удовольствием. Преподаватель, в свою очередь, сообщит: все это разные уголки России. В итоге у студентов формируется вывод: они сделали правильный выбор, попали в страну, где есть такие замечательные места. Россия станет ближе и понятнее.
Светлана Юрьевна проанализировала такие приемы, как «Распаковка понятий», «Корзина идей», «Верю-не верю», «Трансформация темы в учебные задачи», «Конкурс шпаргалок», «Автобусная остановка», «Номенклатура-Новое-Непонятное», «Дискуссионные качели», «Докажи, что…», «Займи позицию», а также технологии «Дебаты» и «Список». Помимо детального описания, спикер называла темы, которые можно рассмотреть на занятиях с использованием этих приемов и технологий. Особенно ценно, что живое участие в разговоре принимали слушатели. Обратная связь свидетельствовала: выступление вызвало неподдельный интерес.
Подводя итоги встречи, Дмитрий Плотников пригласил собравшихся подключиться к следующему семинару. Он пройдет 30 мая на площадке Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #ДНК_России #ОсновыРоссийскойГосударственности