Интернет-газета

Как изменилось чтение в эпоху глобализации?

  • 15 октября, 10:56
  • Автор: admin
  • Просмотров 368

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Профессор ВятГУ Людмила Мосунова представила результаты исследований на международном научном семинаре

9 октября в Посольстве Республики Беларусь (г. Москва) состоялся XI белорусско-российский научный семинар «Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития», в работе которого приняли участие видные ученые академий наук, крупных вузов, сотрудники центральных научных библиотек России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана.

Вятский государственный университет представила профессор кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций Людмила Александровна Мосунова. Она рассказала:

Проблемы книжной культуры традиционно объединяют учёных России и Белоруссии, в этом направлении много лет ведётся большая и планомерная работа. На пленарном заседании академические учёные задали концептуальный вектор всему семинару, выдвинув в качестве ключевых актуальные вопросы книжной культуры. Как меняется сегодня сущность понятия «книжная культура»? Какова роль книгоиздания в сохранении национальных языков в условиях глобализации и международной интеграции, когда главным фактором сохранения национального языка становится его присутствие в киберпространстве? Каковы перспективы библиотек в цифровизирующемся мире? Каково место книжной культуры в аспекте тенденций культурного потребления?

Большой интерес и острые дискуссии вызвал круглый стол «Чтение как средство коммуникации». В первую очередь обсуждались вопросы так называемого «цифрового чтения». Как оно влияет на мышление? В чём принципиальное отличие «экранного» от «бумажного» чтения? Как цифровая среда влияет на читательскую компетентность молодого поколения? Каково сегодня качество чтения в научно-образовательной среде?

Представленные данные исследований говорят о новой реальности в области книжной культуры и чтения. Например, мультимедийность современных образовательных ресурсов, помимо бесспорных преимуществ, имеет и теневую сторону: читатель не создаёт в своём воображении образ, соответствующий описанию, а получает на экране его готовое изображение. Тем самым намечается явная тенденция к редукции воображения у молодых читателей – для работы воображения в цифровой среде просто нет условий, всё даётся в готовом виде. Воображение же – условие и основа всякой творческой деятельности.

Сама Людмила Александровна выступила с докладом «Чтение в эпоху глобализации: коммуникация или потребление информации?». Данные, полученные экспериментально её аспирантом Натальей Демшиной, свидетельствуют, что чтение теряет признаки коммуникации, перестает быть смысловым, а становится поверхностным, потребительским.

Исследования подтверждают выводы учёных об актуальных явлениях и процессах в духовной жизни человека, удалённого от книжной культуры. Среди них «деградация понимания и осознанности бытия», «индивид с закрытым сознанием и приобретенными операциональными навыками», «человек без чувств, с утраченным воображением и упрощённым пониманием мира», «режим умственного потребительства», «неограниченная перспектива информационного тоталитаризма».

#ВятГУ #наукаВятГУ

Версия для печати