- Людмила Викторовна, что такое лингвоэкология и каковы её основные цели?
Лингвоэкология – это одно из направлений современной лингвистики. Наука о языке в наши дни активно взаимодействует с другими науками – психологией, социологией, биологией, информатикой, юриспруденцией… На пересечении разных наук возникают смежные дисциплины: психолингвистика, социолингвистика, компьютерная лингвистика, юрислингвистика и так далее. Одним из таких междисциплинарных направлений и является лингвоэкология. Как можно понять из самого термина, это наука, возникшая на пересечении лингвистики и экологии. Предмет экологии, как известно, составляют взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой, и одна из важнейших задач экологии – охрана природы и сохранение биологического разнообразия планеты. Соответственно, лингвистическая экология занимается, с одной стороны, вопросами оптимизации общения и предупреждения конфликтов, с другой стороны, вопросами здоровья языков и языкового разнообразия. Её цели состоят в том, чтобы способствовать распространению в социуме навыков доброжелательного, конструктивного общения и сохранению самого богатства языков, на которых говорят люди.
- Как лингвоэкология связана с другими науками о языке, природе, обществе?
О связи лингвоэкологии с лингвистикой и экологией мы уже сказали. Отметим также связь с биологией, в частности с исследованиями адаптации организмов к окружающей среде и социального поведения животных. Из других наук можно назвать психологию, которая даёт нам знания об особенностях человеческого мышления и моделях поведения; психотерапию, которая изучает способы лечебного воздействия на психику человека для решения его личностных и социальных проблем; социологию, изучающую различные общественные группы и их место в структуре общества; целый комплекс дисциплин, посвящённых человеческой коммуникации: теорию коммуникации, теорию речевого воздействия, конфликтологию и т. д. Нельзя не назвать и информационные технологии, благодаря которым стало возможным общение посредством компьютеров и мобильных телефонов, что вызвало появление новых правил коммуникации, нового этикета. В последние годы в нашу жизнь всё больше проникает искусственный интеллект – мы пользуемся виртуальными помощниками, разговариваем с чат-ботами. Вопросы безопасного и экологичного общения с искусственным интеллектом также входят в зону внимания лингвоэкологии.
- Что значит «экологичное общение» и «неэкологичное общение»?
Критерии экологичного и неэкологичного общения в лингвистике уже давно и подробно описаны.
Экологичное общение – то, которое можно назвать доброжелательным и основанным на принципах кооперации и доверия, в котором реализуется терапевтическая функция языка. Для экологичного общения свойственно избегание резких негативных оценок личности собеседника, желание понять его позицию, умение слушать и сопереживать, эмоционально поддерживать собеседника, не переутомлять его. К навыкам экологичного общения относятся также умение поддерживать логику развития темы и удерживать внимание слушающего, отбирать языковые и стилистические средства сообразно ситуации общения и уровню понимания собеседника.
Неэкологичное или, как ещё его называют, токсичное общение – это общение, тем или иным образом эмоционально травмирующее собеседника, нарушающее принципы кооперации и доверия. Это может быть грубое, агрессивное речевое поведение (включая пассивную агрессию и подчёркнуто холодное общение), в котором присутствуют угрозы и оскорбления, немотивированное обращение на «ты», пренебрежение мнением и чувствами собеседника, обесценивание его достижений, выдвижение в центр внимания собственного «я», перебивы собеседника или говорение одновременно с ним, злоупотребление его временем и вниманием. Сюда же относят перескакивание в разговоре с темы на тему, подмену логической аргументации эмоциями, намеренное манипулирование собеседником, введение его в заблуждение, прямую ложь. Также это может быть злоупотребление незнакомыми собеседнику словами – терминами, заимствованной лексикой, непонятными человеку цитатами и отсылками. Привлечение внимания к речевым ошибкам собеседника и пробелам в его знаниях – тоже признак неэкологичного общения.
- Существуют ли особые рекомендации для письменной формы общения?
Да, конечно, такие рекомендации существуют. Если вы общаетесь по переписке (а сейчас под словом «переписка» мы обычно подразумеваем общение по электронной почте или в социальных сетях и мессенджерах), то нужно это делать вежливо и при этом конструктивно. Например, не стоит отправлять отдельным сообщением приветствие («Здравствуйте», «Добрый день», «Привет») и ждать, когда на него ответят, особенно если вы пишете незнакомому человеку. Лучше сразу коротко представиться и сообщить о причине вашего обращения, например: «Здравствуйте, Татьяна Петровна. Я сотрудник такой-то компании и хотел бы обсудить с вами вопросы возможного сотрудничества». Если написали вам, то на сообщение необходимо ответить в разумное время в зависимости от срочности вопроса. На несрочный вопрос рекомендуется отвечать в течение суток. Если вам пока нечего сказать собеседнику по существу, напишите хотя бы, что его письмо получено и обозначьте срок, в течение которого сможете подготовить содержательный ответ. Например: «Добрый день, уважаемый Олег Дмитриевич! Ваше письмо получено. Ответ на ваш вопрос мы будем готовы дать в среду, 17 сентября». Если вы общаетесь в каком-то групповом чате – профессиональном, родительском, посвящённом какому-либо мероприятию, – то следует соблюдать принятые в этом сообществе правила (нередко они указаны в специальном закреплённом сообщении). Например, не писать в чат раньше или позже оговорённого времени, не дублировать вопросы, на которые недавно уже был дан ответ, не писать на посторонние темы, не обсуждать личности участников чата и так далее.
- Должны ли существовать законодательные запреты на употребление в речи слов, которые нарушают экологичность общения?
Это зависит от того, о чём именно идёт речь. Как мы уже отмечали, экологичность общения может страдать по самым разным причинам, и не только из-за употребления каких-то конкретных слов. Если же говорить о словах, то очевидно, что должно быть под запретом использование грубой лексики в сфере применения русского языка как государственного, включая средства массовой информации и их официальные интернет-ресурсы, и для этого есть соответствующие законы. Но можно ли регулировать запретами, например, злоупотребление канцеляризмами, штампами, малопонятными терминами? «Имеет место быть», «зафиксировано незначительное снижение увеличения поголовья», «жертва потери качества среды обитания», «ввиду отсутствия в настоящий период времени наличия вышеозначенных единиц снегоуборочной техники», «силами МБУ ЖКХ в вашем МКД будут проводиться работы по дезинсекции и дератизации»… Применительно к канцеляризмам, жаргонизмам, терминам, иноязычным словам речь должна идти скорее об уместности или неуместности их употребления в той или иной ситуации. Понимает ли адресат обращённую к нему речь? Не вызывает ли использование таких слов недоумение, раздражение, обиду? То, что нормально в одном случае, может быть неуместно и неприемлемо в другом. Ни одно слово (включая даже те, что составляют обсценную лексику) само по себе не может быть названо «плохим», «вредным» или «ненужным». Но неуместное употребление любого слова, даже книжного и нормативного, может сделать речь неэкологичной. Законодательное регулирование использования языка должно всё это учитывать.
- Что понимается под «здоровьем языка» и чем «здоровые» языки отличаются от «больных»?
С точки зрения лингвоэкологии, здоровый язык – это язык, у которого большое количество носителей. Учитываются как те, для кого этот язык родной, так и те, для кого он родным не является. Для здоровья языка также важно, чтобы на нём велось преподавание в учебных заведениях. Здоровый язык имеет развитую систему функциональных стилей, не боится заимствованных слов, так как способен их освоить и встроить в собственную систему. Здоровый язык способен распространять себя – его изучают в качестве иностранного, на нём создаётся интересная многим художественная литература и другие произведения культуры и искусства, на него переводятся книги и фильмы и т.д.
Соответственно, больной язык – тот, количество носителей которого сокращается и в перспективе их не станет больше, которому не учат или почти не учат детей, который не изучается как иностранный и используется в ограниченном коммуникативном пространстве (например, только в отдельном регионе или только в семейно-бытовой сфере), на котором вещают лишь единичные СМИ, рассчитанные на малую аудиторию, и т. п. Больные языки, к сожалению, рискуют через несколько поколений перейти в статус умирающих, а затем и вовсе исчезнуть.
В деле сохранения языкового разнообразия и поддержания жизнеспособности существующих языков лингвоэкология взаимодействует с социолингвистикой в таких областях её применения, как языковое планирование и языковая политика государства.
- Как на состояние языка влияют общественные процессы и технологические изменения?
Самым непосредственным образом. Всё происходящее вокруг нас отражается в языке, для этого создаются или заимствуются новые слова, термины, речевые обороты и формулы. Обычно такого рода изменения начинаются в языке СМИ и интернета, а затем распространяются и на другие сферы – попадают в язык науки, бизнеса, в обиходную речь, в художественные тексты.
Ярче всего языковые изменения заметны в лексике. Наверное, многие слышали о такой международной акции, как «Слово года». В конце каждого года лингвисты разных стран мира вместе с представителями общественности и медиа называют слова, которые или только появились в языке, или резко увеличили свою употребительность – мелькали в публикациях СМИ, фигурировали в поисковых запросах пользователей. «Слова года» выбираются в разных номинациях, в том числе среди жаргонизмов и терминов технологической сферы. Например, в отечественных СМИ уже появились публикации, согласно которым в этом году в России на звание «Слово года» претендуют слова «лабубу», «ИИ», «окак», «тревожность», «национальный мессенджер», «цифровой рубль» и некоторые другие. Как видим, в этих словах, как в моментальных фотографиях, отражаются и общественные процессы, и технологические изменения.
Активные процессы постоянно идут не только в лексике, но и на всех остальных уровнях языка, от фонетики до синтаксиса, но на этих уровнях они заметны скорее специалистам, чем рядовым носителям языка. Так, для многих сейчас естественно говорить «у меня есть пару вопросов», «он не умеет в иронию», «можно, пожалуйста» или «я подумал то что», а ведь это совсем недавно появившиеся конструкции, нарушающие действующую норму и вытесняющие прежние речевые формулы.
- Как с точки зрения лингвоэкологии можно оценить влияние искусственного интеллекта на человеческое общение?
Это влияние противоречиво. С одной стороны, ИИ «обладает» огромным словарным запасом, он очень «начитан», и если с ним правильно выстраивать коммуникацию, то можно многое узнать и многому научиться, расширить свой кругозор и словарный запас, усовершенствовать профессиональные компетенции. Много знающий и понимающий носитель языка имеет хорошие возможности стать человеком высокой речевой культуры.
С другой стороны, если слишком часто делегировать ИИ аналитические задачи, то можно очень быстро потерять навыки самостоятельного мышления и формулирования мыслей, а если общаться с ИИ чаще, чем с живыми людьми, можно утратить все социальные навыки и способность «чувствовать собеседника», понимать его эмоциональное состояние. Не будем также забывать о том, что ИИ часто «привирает», выдумывает какие-то факты, чтобы дать хоть какой-то ответ на ваш вопрос, то есть вводит вас в заблуждение. Это точно нельзя назвать экологичным общением.
В общении с ИИ нужно не быть «ведомым», нужно уметь самостоятельно принимать решения, критически оценивать и перепроверять информацию, самостоятельно выстраивать логику и задавать рамки общения. И, конечно, не злоупотреблять общением с машиной в ущерб человеческому общению.
- Каковы перспективы развития лингвоэкологии?
Современная жизнь очень сложна, полна неопределённости и стрессов. Можно предположить, что в таких условиях лингвоэкология будет весьма востребована наряду с другими науками о человеке, его внутреннем мире и способами передать своё внутреннее состояние словами так, чтобы при этом никто не пострадал. Человек с человеком должен уметь общаться доброжелательно, уважительно и конструктивно.
#лингвоэкологияВятГУ