Интернет-газета

Музыка как основное блюдо в проекте «Опыт созидательного самовыражения»

  • 2 декабря 2021, 11:22
  • Автор: admin
  • Просмотров 1543

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Погружение в мир музыки всегда непредсказуемо, но если есть возможность совершить его с помощью лектора, тогда оно приобретает характер увлекательного и познавательного путешествия

Кандидат искусствоведения, музыковед, заместитель руководителя Центра развития местных сообществ, городской и региональной среды ВятГУ Наталья Поспелова выступила в проекте «Еда & Культура. О вкусах спорят» в роли увлекательного рассказчика, фантазируя на тему «Музыка – "калория" для ума».

В каком значении лектор использовал эту метафору? «Калория» музыкальная даёт особое эмоциональное тепло, побуждающее мозг и воображение работать энергичней и результативней. Н. И. Поспелова раскрыла четыре ипостаси метафоры: калория как интеллектуально-эмоциональное обогащение через слушание, восприятие, осмысление музыки разных эпох, стилей, направлений; как импульс/сопровождение вдохновения к творчеству; как отражение в музыке темы еды и как элемент повседневной жизни музыкантов.

 

В основном, разговор шел про бытовую включенность еды в жизнь и творчество композиторов европейской традиции. Музыка, как и еда – важная часть жизни человека. В той, и в другой сфере есть свои шедевры. Изящные формы музыкального сопровождения трапезы известны с древнейших времен. О них сложены легенды. Следы тесного взаимодействия быта и музыки есть на изображениях скульпторов, живописцев. Они описаны философами, поэтами. Известный итальянский композитор Дж. Россини, этот «король оперы и тарелки», красноречиво высказался о роли еды среди музыкантов: «Есть, любить, петь, переваривать – по правде говоря, это и есть четыре действия комической оперы, которую мы называем жизнью. Тот, кто позволит ей пройти без наслаждения ими, – не более чем законченный дурак».

Рассматривая разные примеры отражения темы еды в сочинениях Дж. Верди, Дж. Россини, П. Масканьи, И. С. Баха, В. А. Моцарта, музыковед проиллюстрировала их фрагментами конкретных произведений. Особый интерес у слушателей вызвала кофейная тема. Оказывается, И. С. Бах питал необычайную страсть к кофе. В большом количестве прекрасных и серьезных кантат композитора особняком стоит малоизвестная широкому кругу слушателей «Кофейная кантата». Одной из причин написания Бахом этой шутливой кантаты стало движение в Германии за запрет кофе для женщин.

Слушателям особенно запомнилось, как музыкальный гений в характерном барочном стиле выразил умиление героини кантаты Лисхен в самой сладкой арии в мире «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее тысячи поцелуев, слаще мускатного вина!».

Кулинарные рецепты иногда даже становились основой музыкальных произведений. Американский композитор Леонард Бернстайн, например, переложил на музыку кулинарные рецепты из книги Эмиля Дюмонта La bonne cuisine (1890). Так появились «Четыре рецепта» для голоса и фортепиано: 1. «Сливовый пудинг»; 2. «Бычьи хвосты»; 3. «Турецкий куриный пудинг»; 4. «Кролик на скорую руку».

Последним сюжетом в рассказе лектора был В. А. Моцарт, известный своей любовью вкусно поесть и прочими радостями жизни. В качестве иллюстрации жизненной энергии, солнечной заряженности моцартовской музыки прозвучала «Маленькая ночная серенада».

Под впечатлением от музыки участники проекта далее отправились готовить под руководством шеф-повара пасту с копчёной курицей и баклажанами, а на десерт –  яблочно-сливовый скрамбл.

Вкусные блюда и знания, поданные со вкусом – что может быть лучше?

Для справки:

Проект «Еда&Культура. О вкусах спорят» – это  совместная инициатива ВятГУ, Министерства спорта и молодежной политики Кировской области, а также команды Дворца молодежи г. Кирова и медиаканала «(в)Место еды».

Проект представлен в рамках Программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный университет» на 2021–2030 (стратегический проект «Гармоничная личность»: Опыт созидательного самовыражения).

Версия для печати