– Андрей Александрович, что такое коммуникативная безопасность?
– Необходимо различать коммуникационную безопасность и коммуникативную безопасность. Это два понятия, которые сегодня зачастую подменяются и понимаются неверно. Коммуникационная безопасность – безопасность коммуникационных сетей, а коммуникативная безопасность – безопасность от агрессивных коммуникативных влияний, от вторжения в коммуникативное пространство языковой личности.
Коммуникативная безопасность – это ёмкое понятие, включающее в себя изучение коммуникативного конфликта, коммуникативной угрозы, коммуникативной неудачи, коммуникативной стратегии, буллинга, газлайтинга, манипулятивной тактики, коммуникативного поведения др
– Что такое коммуникативное поведение?
– Коммуникативное поведение – это совокупность норм и традиций общения, принятая в определённом лингвокультурном сообществе.
Русское коммуникативное поведение глубоко и всесторонне изучалось в течение последних 20–30 лет. В результате системных исследований И.А. Стерниным и Ю Е. Прохоровым была сформирована модель русского коммуникативного поведения, включающая в себя как вербальные, так и невербальные характеристики. В частности, были тщательно изучены такие национальные особенности нашего общения, как коллективизм, контактность, регулятивность, конфликтность.
– Что Вы можете сказать о контактности русских людей?
– Общительность русского человека в сравнении с западным коммуникативным поведением оценивается как очень высокая. Она проявляется в следующем. Русский человек очень любит общаться, это исключительно важная часть жизни, средство самореализации. Русские люди легко знакомятся. В нашем коммуникативном поведении нет особой церемонии знакомства. Можно знакомиться самому, без посредников, подойти и сказать: «Хочу с Вами познакомиться!», «Можно с Вами познакомиться? Я такой-то...». Вступив в коммуникацию, русский человек старается быстрее преодолеть формальную процедуру знакомства, условности.
Русские любят общаться искренне и эмоционально. Искренность проявляется в том, что они не скрывают свои чувства от окружающих, откровенны в общении, много рассказывают о себе. Русский человек нередко бывает неожиданно откровенен даже с малознакомыми людьми, может без наводящих вопросов поведать собеседнику о многих личных и даже интимных подробностях своей жизни. Это считается проявлением доверия к собеседнику, отражает стремление установить с ним дружеский контакт.
Даже находясь в рамках профессионального общения, русский человек ждёт искренности от своих коллег, что проявляется в частом использовании специальных тактик-вызовов на откровенность: «Расскажи, и тебе сразу станет легче», «Расскажи, или я всё равно узнаю», «Ты обязана мне это рассказать», «Я должен это знать» и др.
– Как воспринимают это иностранцы?
– Люди, живущие в других странах, данную особенность русской коммуникации (контактность) могут воспринять как навязчивость и распущенность. Интересно, что в японском общении, например, действует другое правило: «Вежливость дороже искренности». Иностранцы отмечают, что в ходе разговора настроение русского человека может внезапно смениться с благодушного на обиженное, а потом опять его лицо станет приветливым. Европейцы не могут понять, почему так быстро меняется в процессе общения настроение наших людей. Объясняется это тем, что русский человек не прячет эмоцию за улыбкой или вежливо-сдержанной маской, как принято в западном общении.
– Часто ли ссорятся русские люди? Можно ли каким-то образом обезопасить себя от возникающего конфликта?
– В нашей повседневной коммуникативной практике – межличностной и профессиональной – ссоры происходят, к сожалению, очень часто. Русских людей отличает желание вступать в дискуссию по любому поводу, выяснять отношения, выражать открытое недовольство чем-либо или кем-либо, делать публичные замечания. В результате возникают конфликтные ситуации, которые усугубляются тем, что во время спора русский человек утрачивает самоконтроль: он категоричен и агрессивен, склонен к обострению отношений, практически неспособен к компромиссу, адекватной оценке; его реплики резки, а суждения безапелляционны.
Столкновение разных взглядов, точек зрения на одну и ту же проблему зачастую приводит к деструктивному конфликту, когда оппоненты начинают «переходить на личности», употреблять грубые слова и выражения.
Специалисты, занимающиеся изучением коммуникативных конфликтов, сформулировали практические «рекомендации», которые помогут снизить остроту назревающего конфликта. Назовём некоторые из них.
* Пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику (заранее сформировавшееся к нему отрицательное отношение), старайтесь отвлекаться от его недостатков, не замечать оплошностей, неудачных слов.
* Демонстрируйте уважительную манеру коммуникативного поведения: чаще называйте оппонента по имени (в официальном общении – по имени и отчеству), учитывайте его настроение, самочувствие, не говорите слишком громко и самоуверенно, в сложных ситуациях задавайте конкретные вопросы «на прояснение».
* Старайтесь не думать об отрицательном совместном опыте, вспоминайте общие успехи, не покушайтесь на ценности и стереотипы собеседника.
* Негативная информация, если без неё нельзя обойтись, должна быть минимальной, а форма её сообщения – оптимальной. Преодолевайте внутреннее желание спорить, игнорируйте «уколы» в свой адрес, чаще соглашайтесь с собеседником в непринципиальных вопросах.
– Большое спасибо за советы и содержательную беседу!
– Желаю Вам приятного и безопасного общения!