23 сентября на базе РАНХиГС прошел большой научный семинар «Педагогика основ российской государственности». Мероприятие, организованное в рамках проекта «Научная среда во вторник», было посвящено представлению и обсуждению результатов работы научного коллектива, осуществляющего деятельность в направлении «Педагогика». Симонова Галина Ивановна, директор Педагогического института ВятГУ, и Утёмов Вячеслав Викторович, декан факультета педагогики и психологии ВятГУ, представили исходные положения разработки методики преподавания дисциплины «Основы российской государственности» и проблемы, зафиксированные в рамках работы группы. Во второй части дискуссии обсудили методические указания к проведению занятий с предложенными педагогическими решениями обозначенных проблем.
Семинар вызвал живой интерес среди представителей педагогического сообщества, преподавателей вузов, методистов и исследователей, занимающихся вопросами преподавания курса «Основы российской государственности» в университетах страны. Участники высоко оценили представленные материалы, подчеркнув их актуальность и практическую значимость в современных условиях.
В рамках семинара особое внимание было уделено рассмотрению так называемых «развилок» – ключевых моментов в преподавании дисциплины, требующих принятия педагогически обоснованных решений. Научный коллектив подробно проанализировал четыре ключевые «развилки», с которыми сталкиваются преподаватели: 1) Как рассматривать дисциплину «Основы российской государственности»: дисциплинарная деятельность или теория. 2) Образовательный результат освоения дисциплины «Основы российской государственности»: освоенное содержание обучения, сформированное ценностное отношение, реализуемые нормы поведения. 3) «Основы российской государственности» как дисциплина: интегративная, модульная, самостоятельная. 4) Готовность студентов к учебной деятельности по дисциплине «Основы российской государственности»: на уровне профильной дисциплины, на уровне базовой дисциплины, неготовность к академической деятельности в вузе.
В ходе обсуждения участники семинара также затронули ряд проблем, возникающих в процессе преподавания дисциплины «Основы российской государственности». Среди наиболее острых проблем были названы: нарушение принципа системности знаний, наличие у студентов учебной мотивации через долженствование, а не через пользу и интерес при освоении дисциплины, слабая дидактическая целостность УМК и учебных пособий различных авторских коллективов. Научный коллектив представил конкретные решения этих проблем, основанные на результатах проведенных исследований и апробированных методических подходах. В частности, была рассмотрена карта базовых (смысловых) идей дисциплины, заявлен учет мотивационных стимулов к учебной деятельности на основе типологии личности, также предполагается выделение учебного блока с педагогически обоснованными опорными точками занятий.
По итогам семинара участники выразили уверенность в том, что представленные методические указания станут ценным подспорьем для преподавателей дисциплины «Основы российской государственности» и внесут существенный вклад в повышение качества гражданского воспитания и формирование патриотического сознания у молодежи. Научный коллектив планирует продолжить работу по совершенствованию методики преподавания дисциплины и разработке новых учебных материалов, с учетом результатов апробации и обратной связи от преподавателей и студентов.