Интернет-газета

В ВятГУ предупредили об угрозах медиабезопасности подростков

  • 22 сентября, 10:13
  • Автор: admin
  • Просмотров 182

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Собеседницей команды медиапроекта «Щит: российская наука безопасности», реализуемого в крупнейшем вузе Кировской области при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий, стала профессор Ольга Колесникова

В Вятском государственной университете учёные-русисты провели масштабное исследование угроз языковой личности несовершеннолетних пользователей социальных сетей. 

В 2024–2025 году мы с командой учёных-лингвистов ВятГУ проанализировали у более двух тысяч аккаунтов подростков во «ВКонтакте» и «Телеграме» разные жанры медиатекстов: статусы сетевых пользователей, посты, комментарии в чатах к постам, мемы, подписи к артам и сформировали выборку из 3225 фактов типичных нарушений этико-речевых норм употребления русского языка,

- рассказала доктор филологических наук, профессор ВятГУ Ольга Ивановна Колесникова.

Ольга Ивановна перечислила выявленные угрозы и риски лингвистической безопасности. 

1. Инвективы, то есть ругательства, бранные слова и выражения. 

Они выражают негативные оценки недостатков умственного развития, внешности человека, манеры одеваться, отрицательных черт характера, моделей поведения (например, чертила). 

Особенно опасны матизмы – максимально сниженные по стилю и наиболее удаленные от нормы слова. Они относятся к нецензурной лексике, запрещены в официальном общении и являются признаком речевой и нравственной распущенности, самого низкого уровня самосознания говорящего/пишущего. Цель использования матизмов в общении подростков – оскорбить, унизить; эпатировать; выразить социальный протест; освободиться от отрицательных эмоций, снять стресс. 

2. Негативно окрашенная эмоционально-оценочная лексика (напрямую не связанная с нецензурной лексикой), в основном исконного происхождения. 

В нее включены: обсценизмы (непристойная, неприличная оскорбительная лексика) – слова с собирательным значением (стадо, трупы, яжемамки); вульгаризмы – просторечные слова и выражения, отмеченные особой резкостью (примеры опустим).

3. Общий жаргон. 

Это речь современных людей без ограничения по полу, роду занятий, месту проживания и рамками интернет-общения, а также влиянию той или иной фан-культуры. Например, офигенский, классно, ржачный, лям, шмот, капец (очень), походу (видимо), школота (младшие по возрасту пользователи социальных сетей – школьники).

В общий жаргон, как известно, включаются и единицы уголовного жаргона, вышедшие за пределы криминального общения (балдеж, шестерка), а также просторечные элементы. 

Часто подростки, которые говорят на жаргоне, не осознают факт нарушения каких-либо норм, главное для них – сказать (написать) экспрессивно, ярко, эмоционально.

4. Сленг интернет-пользователей. 

Сленгизмы сетевые жители используют для обозначения реалий своего цифрового мира; это особая лексика, недоступная для понимания теми, кто не проводит в интернете свой досуг. Владение ею рассматривается как своего рода показатель «кастовости». Основная функция, соответственно, идентификационная. 

Профессор привела конкретные примеры. Это искажения общеупотребительной лексики (любимки, милота, атмосферненько); сокращенные слова (ЛП – лучшая подруга, МЧ – молодой человек, крч – короче); заимствования (вайн – короткий видеоролик, пикчи - посты с картинками, ивент – важное неформальное мероприятие, флуд – бесполезная информация, лук, луки – внешний вид, образы). 

Широкое внедрение англоязычных заимствований через гаджеты способствует распространению западного образа мысли, западного восприятия мира. И даже идеологии успеха, потребления и наслаждения, а также более серьезных измерений противозаконных проявлений в жизни несовершеннолетних, 

- подчеркнула Ольга Ивановна Колесникова. 

Еще одной разновидностью сленгизмов является лексика представителей субкультур, которые используют специфический язык (показатель принадлежности к определенному кругу людей, разбирающихся в «теме»), тем самым обеспечивая границы понимания своего «кода коммуникации». Собеседница привела примеры: абьюзер – человек, который совершает насилие; глэк – глупый человек; думер – человек, который страдает депрессией.

О.И. Колесникова продолжила: 

Личность, в речи которой проявляются названные черты неэкологичной коммуникации, лингвисты называют токсичной. 

И вот что важно: в интернет-среде фиксируется «новая реальность цифрового общения». А языковая система «подстраивается» под эту реальность.

Учёный резюмировала:

Основными тенденциями развития русского языка в современной интернет-коммуникации являются такие стихийные негативные явления, как бесконтрольное заимствование, сведение пополнения исконного лексического состава преимущественно к единицам сленговой, жаргонной и сниженно-просторечной лексики. 

Сетевой медиаконтент характеризуется повышенным эмоциональным фоном, экспрессивностью, агрессивностью, саркастической тональностью и конфликтогенностью. Стилистической доминантой интернет-коммуникации становится речевая агрессия.

В заключение Ольга Ивановна обратилась с призывом к читателям:

Друзья, давайте обеспечим русскому языку лингвистическую безопасность: в Сети не должны распространяться идеи, создающих информационные угрозы личности и государству.

Давайте соблюдать языковые и этические нормы, не использовать неприличные формы выражения, нецензурную лексику, иронию, призывы, побуждающие к национальной, расовой вражде, оскорбления национальной чести и достоинства, пропаганды исключительности.

Материал создан при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий