Интернет-газета

ВятГУ перешел на новую систему обучения учителей по индивидуальным образовательным траекториям

  • 28 декабря 2023, 11:37
  • Автор: admin
  • Просмотров 2963

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

С сентября 2023 года в Педагогическом институте ВятГУ реализуется новая модель подготовки педагогов, обеспечивающая студентам возможность выстроить собственную траекторию обучения. Обучение по индивидуальным образовательным траекториям охватывает весь период обучения в университете

Новая модель обучения  ориентирована на ответственный и самостоятельный выбор студентами профиля обучения, соответствующего их интересам и возможностям. Модель подготовки разработана с учетом современных требований к образованию и позволяет студентам принимать активное участие в проектировании своего учебного процесса.

В ходе реализации новой модели Педагогический институт тесно сотрудничает с региональной системой образования, с Институтом развития образования Кировской области и конкретными образовательными организациями города Кирова и области.

«Мы обязательно учитываем все нормативы, все подходы, которые реализует Министерство просвещения как в подготовке педагогических кадров, так и к работе учителя в системе общего образования. Нам важно подготовить не только человека, который дает уроки, но и специалиста, который сегодня может коммуницировать в педагогическом пространстве»,

Симонова Галина Ивановна, директор Педагогического института Вятского государственного университета.

Образовательная программа реализуется по индивидуальным образовательным траекториям (профилям), что предполагает выбор студентом двух траекторий обучения из предложенных 20 вариантов в рамках установленных квот (свободных мест) для каждой траектории.

«Индивидуальный образовательный маршрут, для нас в педагогическом образовании – это две образовательных траектории. Это траектория первого профиля – первая учительская профессия и траектория второго профиля – вторая учительская профессия. Образовательный маршрут студента — это не просто линейный набор дисциплин, это две образовательных траектории и девять дисциплин-конструкторов, которые студент выбирает самостоятельно»,

Утёмов Вячеслав Викторович, декан-директор по образованию Педагогического института Вятского государственного университета.

Благодаря новой модели студенты могут осознанно выбрать предметно-методические модули и реализовать свои профессиональные амбиции. На протяжении всего учебного пути студентов поддерживает команда из 20 опытных методистов - руководителей образовательных программ Педагогического института.

 

 

Своими впечатлениями о новой модели делятся первокурсники, которые на протяжении первого семестра уже успели познакомится с ней:

«Первый семестр был полон открытий как в плане активности, так и в обучении. Огромное впечатление произвело разнообразие форматов занятий. За этот семестр я успела побывать на различных форумах, в музеях, на мастер классах, на физике мы сами ставили удивительные опыты, а на литературе успели подготовить литературный вечер. Единственное, к чему я была не готова, это к тому, что не все студенты попали на профили, которые хотели бы. Признаюсь честно, первые результаты выбора я встретила со слезами, но как оказалось именно эти профили это то, чем я хотела бы заниматься.

Из преимуществ можно выделить возможность соединять направления, которые, казалось бы, не сочетаются. Например, я думала, что физика и литература — это абсолютно противоположные направления, но стоило мне попробовать, как я поняла насколько гармонично, они сочетаются и дополняют друг друга.

Реальность не всегда соответствует нашим ожиданиям, но кто знает, может это подсказка судьбы или новая предоставленная возможность. По крайней мере, мы точно сможем сделать вывод, что что-то нам точно не подходит. Не бойтесь экспериментировать и действовать!»

- Рябинина Ангелина Александровна, профиль физика и литература.

 

 

«Мне нравится подход преподавателей к обучению. На физике преподаватель очень ответственно подходит к нам. Показывает много опытов, разбираем каждую тему. Особенно это хорошо для тех, кто был не уверен в выборе траектории. По географии преподаватели очень добрые, тщательно объясняют материал и показывают наглядные материалы»,

- Гилёва Кристина Сергеевна, профиль физика и география.

На протяжении первого курса студентов сопровождают адаптеры (студенты более старших курсов). Они помогают познакомиться со студенческой жизнью, рассказывают об университете и помогают студентам в решении спорных ситуаций.

"Во время работы в качестве адаптера я чувствовал определенную ответственность за своих первокурсников. Я понимал, что становлюсь для них определённым образцом. Первокурсники мне попались очень дружные, сплочённые и активные. Общаясь с ними, я понимал, что они большие молодцы, наблюдая за их учебой, студенческой активностью и обсуждением их выбора образовательных траекторий. В этом году появились студенты с совершенно новыми профилями, например математика и технология. С такими студентами, конечно, работать сложнее, они уникальные. Но, с этим мы с ребятами справляемся и пытаемся искать определённые решения",

 – Смердов Андрей Александрович, студент-адаптер второго курса Педагогического института.

 

 

Стоит отметить, что в Вятском государственном университете модель обучения по индивидуальным образовательным траекториям реализуется впервые.

"Новая модель, формирование индивидуальных образовательных траекторий, принимается почти всеми ведущими университетами, когда каждый студент внутри университета может построить программу под себя исходя из своих интересов и потребностей",

 Никулин Сергей Викторович, проректор по образованию Вятского государственного университета.

Большое внимание в новой модели педагогического образования уделяется практической подготовке студентов. В целом из пяти лет обучения практика составляет один год, который разбит на части на разных курсах.

«Практику мы организуем таким образом, что у ребят есть яркие мероприятия в начале и в завершении практики, которые позволяют им войти в практику, познакомиться с советниками по воспитанию, учителями-предметниками, классными руководителями, директором, педагогами-наставниками, а в конце практики посмотреть результаты, которые получились. Между данными яркими событиями студентам помогает поддержка в виде методических встреч о выполнении тех или иных заданий практики», 

- Горев Павел Михайлович, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик Педагогического института Вятского государственного университета.

Индивидуальные образовательные траектории гармонично сочетаются с индивидуальными траекториями развития студентов, которые они выстраивают в образовательной среде университета. Возможности для студентов расширяются и в рамках реализации проекта «Гармоничная личность» программы развития университета, программы «Приоритет - 2030». Например, особый акцент делается на физическом здоровье обучающихся. Студенты могут выбирать различные виды спорта, посещать бесплатные секции и кружки.

«Каждый студент может найти для себя тот вид двигательной активности, который ему будет интересен. Программа физического воспитания студента, направлена на учет индивидуальных особенностей физического здоровья, учитывает физический потенциал, риски для здоровья, а также дальнейшую профессионализацию студента", 

Ковязина Галина Викторовна, декан-директор по методической работе Педагогического института Вятского государственного университета.

 

 

В Педагогическом институте большое разнообразие студенческих объединений, разнопланово реализуется  и студенческого самоуправления.

«Каждый студент может реализовать себя в одном из студенческих объединений. Мы предлагаем и реализуем самые разнообразные студенческие объединения. Например, студенческий актив, студенческий совет у нас действует давно и очень активно и имеет разные направления своей деятельности, организует разнообразные мероприятия для студентов. Сюда же относится волонтерская деятельность, у нас целых три волонтерских объединения: педагогическое волонтерство, волонтерство в области психологического благополучия, инклюзивное добровольчество»,

- Кувалдина Елена Алексеевна, директор по воспитательной работе Педагогического института Вятского государственного университета.

Новая модель педагогического образования постоянно совершенствуется, наполняется интересными для студентов формами занятий, практико-ориентированными дисциплинами. Организуются разные формы коммуникации между студентами и руководителями образовательных программ, улучшаются условия обучения студентов. Мы рады видеть каждого абитуриента в Педагогическом институте Вятского государственного университета! Учись интересно, чтобы было интересно учиться у тебя!

Подробнее о новой модели подготовки педагогов здесь