Интернет-газета

«Университет – это большая песочница»: Как ИнХимЭк меняет систему образования через систему мышления

  • 27 декабря 2022, 10:07
  • Автор: admin
  • Просмотров 2129

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Мы поговорили с Денисом Козулиным, чтобы узнать, как устроен Институт химии и экологии ВятГУ сейчас, как он пытается перестроить образ мышления бывших школьников и какая роль в этой системе отведена тьютору

Денис Анатольевич Козулин – директор Института химии и экологии Вятского государственного университета. Там происходит настоящая магия: молодые учёные разрабатывают формулы, вещества и продукты, у которых нет аналогов на российском рынке. Они часто выигрывают гранты, при этом многие умеют заниматься и научными разработками, и упаковкой готового продукта. Денис Анатольевич рассказал, как ИнХимЭк стал площадкой для обучения многофункциональных специалистов.

В 2017 году в ИнХимЭк запустили новые образовательные программы в формате «2+2». На программах студенты учатся два года одинаково, несмотря на разные направления. Тогда Институт задумался, с каким представлением о высшем образовании первокурсник поступает в вуз.

Вот задаешь ребятам вопрос: «Когда выбирали университет, вы что-нибудь узнавали о нем? Содержание образовательной программы или что впереди будет?», и они жмут плечами в ответ. Это всегда удивительно. Ведь когда они покупали телефон, то точно смотрели обзоры и изучали характеристики. Почему здесь не так?

Наблюдая за студентами, Денис Козулин заметил, что первокурсники чаще всего не имеют запроса на образование. Его заменяют установки, полученные от родителей: получить диплом – важно, получить профессию – важно. «Но в современном мире эти родительские устои уже не работают, ведь оказывается, что работодателю нужно другое».

В современной реальности работодателю намного важнее заполучить сотрудника, который умеет самостоятельно разбираться с трудностями, подточен в общении и обладает другими soft-skills, нужными в проектной и командной работе.

Вторая тема, которая заинтересовала Институт, – формат образования. В первую очередь директор ИнХимЭк заметил, что им не хватает субъектной коммуникации со студентами: «Все как в школе: пришёл на занятия, просидел с утра до вечера. Но что тогда будет на выпуске?».

Какая-то классно-урочная схема. Будь вынужден жить в этой системе, прилежно учись, и тогда пройдешь через эту образовательную трубу. Нас это не устраивает.

По словам Дениса Анатольевича, университет – это что-то вроде «большой песочницы», в которой можно попробовать всё. При этом необходимо рефлексировать опыт: «В Студклубе можно брать и фан, и множество коммуникационных инструментов, которые применимы в других ситуациях».

В этот момент руководство ИнХимЭк столкнулось с главным вопросом: как дать студентам возможность всесторонне развиваться и при этом изменить школьные привычки?

Школьная система образования не разрешает делать ошибки, это всегда минус балл. Она не разрешает делать выбор, ведь есть определённые учитель и программа. Вуз должен от этого уйти, чтобы студент включился в свое образование.

Институт химии и экологии попытался создать новую систему, в которой студент самостоятельно выстраивает образовательный трек и свободен заниматься тем, что считает важным для будущего. На пробы и ошибки ушло пять лет, и в сентябре 2022 года в ИнХимЭк начался уже осмысленный эксперимент: в процесс образования ввели новое лицо – тьютора.

Тьютор – это проводник внутри вузовского пространства. Он говорит: «Слушай, а что тебе мешает задать вопрос на паре? Попробуй!» или «Ты получил, что хотел? Нет? А если попробовать продвинуть идею в проектной деятельности?».

 

Тьюторов часто путают с кураторами и наставниками, однако его задачи отличаются. В случае Института химии и экологии, тьютор выступает посредником между студентом и его возможностями в вузе как независимый наблюдатель. Проще говоря, тьютор помогает студенту в поисках индивидуальности. Он не указывает, что делать, а выводит его в рефлективную позицию – помогает сделать первый шаг к цели.

Именно навыки коммуникации выкладывают фундамент моста между тьютором и тьюторантом, а затем «конструкция» закрепляется умением понимать и анализировать ситуацию.

В тьюторство заложена мегацель: сделать так, чтобы ребята на входе в университет научились формулировать свои запросы, а затем вышли с полученным опытом в жизнь.

Ключевым условием исполнения задачи стало создание субъектной коммуникации со студентом. Денис Козулин привел пример: однажды к ним обратилась студентка, которая мечтала заниматься наукой и работать в исследовательской команде. «Нам стало интересно, откуда у человека такой конкретный запрос – повторю, это необычно для большинства студентов. Оказалось, до этого она два года училась в другом университете. Отчислилась, потому что там не дали заниматься наукой, заставляли писать скучные курсовые. Человек психанул и ушел».

Проблему девушки решили, и теперь она спокойно занимается исследованиями. «Студентка сказала, если бы к ней не прислушались, она бы отчислилась и наставила бы университету минусов в интернете».

Узнать паттернах поведения студентов можно только при равном общении. В случае вуза задача осложняется количеством студентов: когда на потоке учится 400 человек, проработать боли каждого слишком трудно, поэтому эксперимент проводится в стенах ИнХимЭка.

Тебя одиннадцать лет учили одному, а затем ты приходишь в другой мир. Конечно первокурсники очень растеряны! Тьютор должен показать им, что мир цветной, а ошибаться – можно и нужно. У тебя есть выбор, и мы поможем тебе понять, как его совершить.

Денис Анатольевич представляет идеальную систему образования в Институте следующим образом: у студентов есть большое пространство для проектной деятельности, где они реализуют идею без готового решения. «К примеру, у моих студентов проект – они хотят сделать чат-бота для общаги. Они не умеют программировать или продвигать, у них другие компетенции. Но появляется конкретная задача, которую надо решить. Тогда они идут за знанием в другую дисциплину».

Здесь вступает тьютор. Он направляет: «Слушай, вот тут у тебя есть запрос, ты можешь найти ответы вот там, а вообще давай вместе сходим к Кошкину [Прим. – Олег Кошкин – директор Института математики и информационных систем], и он тебе всё расскажет».

Мы не мешаем им заниматься наукой, исследованиями, проектами, не лезем с курсачами и чертежами, заменяем их более интересными задачами. И помогаем. Все наши ресурсы мы им предоставляем.

 

В Кировском регионе за последние 5 лет насчитывается 58 победителей «УМНИК» – это грантовая программа для молодых ученых, которые развивают инновационные проекты. Из 58 победителей 12 учатся в ВятГУ. При этом 9 «умников» – это студенты ИнХимЭк.

Ирэн Краева тоже «умник»: в 2022 году ее наградили за научно-исследовательскую работу «Разработка «зеленой» технологии получения мембран для микрофильтрации на основе фторполимера».
Ирэн закончила ИнХимЭк ВятГУ, работает инженером Центра компетенций «Полимерные материалы», курирует и ведёт проектную деятельность и помогает абитуриентам в приемной комиссии. А еще она тьютор. Ирэн уверена, что общение со студентами открывает новые границы студенческой жизни:

Не только я учу студентов. Они каждый день многому меня учат.

Как она объяснила, тьютор общается не только с первокурсниками и студентами постарше, но также с абитуриентами. Тьюторы организовывают экскурсии по ИнХимЭК для школьников, показывают им корпус вуза, лаборатории, дают «опробовать» будущие возможности.

 

 

В Институте химии и экологии проект тьюторства продолжает активно развиваться. Денис Козулин видит в нем не только практическую пользу – быстрое решение проблем студентов или повышение продуктивности научной деятельности. ИнХимЭк взялся за куда более глобальную цель:

Мы хотим сделать из студентов адаптированных к современному миру людей, которые быстрее встраиваются в сложную действительность, становятся результативными и счастливыми. Если маленькими шажочками начать помогать делать важные решения, то на выпуске студенты не будут откладывать жизнь на потом.

Версия для печати