Сотруднику ВятГУ

 Управление ответственно за выполнение работ по государственному контракту.

В сентябре 2011 года была подготовлена и подана заявка на  открытый конкурс проектов в Министерство образования и науки РФ. ВятГУ выиграл этот конкурс. С университетом был подписан государственный контракт № 12.Р20.11.0015 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд на два года. Проект по теме: № 07.02-004-п-Ф-160 «Совершенствование системы требований к обеспечению условий осуществления образовательной деятельности в условиях введения ФГОС». 1этап -07.10.2011 – 22.11.2011года,  2 этап - в течении всего 2012года.

Цель работы: совершенствование системы требований к обеспечению условий осуществления образовательной деятельности.

Данная тема актуальна, так как в связи с введением в действие постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174 Положения о лицензировании образовательной деятельности процедура лицензирования носит заявительный характер и проводится камерально.

Это влечет за собой необходимость контроля выполнения образовательным учреждением лицензионных требований. В настоящее время отсутствуют единый документ, определяющий требования к условиям осуществления образовательной деятельности и методика постлицензионного контроля указанных условий.

Работа по проекту выполнялась поэтапно.

I.1. Анализ существующих требований к обеспечению условий осуществления образовательной деятельности, анализ изменений законодательства Российской Федерации по указанным вопросам (включая федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования).

 В результате было проанализировано более 45 нормативно-правовых актов Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, постановлений, инструктивных писем и т.д. органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для оценки существующих требований к обеспечению условий осуществления образовательной деятельности.

Проанализированы федеральные государственные образовательные стандарты и государственные образовательные стандарты 2 поколения. Всего ФГОС – 969 (НПО, СПО, ВПО) из них  проанализировано 40 %, то есть  389 из всех УГСН: высшего профессионального образования: бакалавриат – 96 % (165 из 172); магистратура – 25 % (45 из 178); специалитет – 35 % (28 из 81), а также ФГОС среднего профессионального образования – 34 % (82 из 239) и ФГОС начального профессионального образования – 23 % (69 из 299).

 Проанализировано 52 государственных образовательных стандарта  2 поколения НПО, СПО и ВПО:  высшего профессионального образования – 10 единиц; среднего профессионального образования – 12 единиц; начального профессионального образования – 30 единиц.

И государственные требования к минимуму содержания программ дополнительного профессионального образования

 

I.2.  Совершенствование систем показателей, характеризующих условия осуществления образовательной деятельности в условиях изменения законодательства. На основании нормативно-правовых актов в области образования ФГОС и ГОС был проведен SWOT-анализ выявленных систем показателей  для образовательных учреждений  НПО, СПО, ВПО, ДПО, ППО, то есть по пяти основным системам профессионального образования.

 

Разработаны усовершенствованные системы показателей для образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО, ДПО, ППО с разбивкой показателей по блокам (направлениям) и учетом специфики каждого уровня образования в рамках действующего законодательства и системы российского образования: НПО – 30 показателей, СПО – 30 показателей, ВПО – 34 показателя, ДПО – 21 показатель, ППО – 27 показателей, характеризующих условия осуществления образовательной деятельности в условиях изменения законодательства.

На основе изучения существующих систем показателей и их критериальных значений, их SWOT-анализа, предложены усовершенствованные системы показателей для образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО, ДПО, ППО с соответствующими критериальными значениями. Системы показателей характеризуют условия осуществления образовательной деятельности с учетом специфики каждого уровня образования в рамках действующего законодательства.

Система показателей постлицензионного контроля для всех учреждений профессионального образования построена в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности и включает в себя 5 групп показателей:

 1. Показатели, характеризующие материальную базу образовательного учреждения.

2. Показатели, характеризующие наличие у образовательного учреждения учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам.

3. Показатели, характеризующие библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса.

4. Показатели, характеризующие кадровый потенциал образовательного учреждения.

5. Показатели, характеризующие соблюдение образовательным учреждением требований к организации образовательного процесса, установленных законодательством Российской Федерации в области образования.

I.3. Разработка критериальных значений систем показателей.

Количество показателей в каждой группе и критериальные значения показателей определялись из требований законодательства Российской Федерации в области образования и соответствующих образовательных стандартов для образовательных программ НПО, СПО, ВПО, ДПО, ППО.

Определены и обоснованы критериальные значения систем показателей для образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО, ДПО: в системе НПО – 30 показателей и 46 критериев; в системе СПО – 30 показателей и 47 критериев; в системе ВПО – 34 показателя и 54 критерия; ДПО – 21 показатель и 27 критериев; ППО – 27 показателей и 34 критерия.

I.4. Совершенствование методик проведения процедур постлицензионного контроля на федеральном и региональном уровнях с учетом усовершенстованных систем показателей.

Разработаны методические материалы для сформированных систем показателей и их критериальных значений, описывающие порядок применения указанных систем показателей в процедурах постлицензионного контроля на федеральном и региональном уровнях. Данные материалы регламентируют проведение процедуры постлицензионного контроля на федеральном и региональном уровнях, включают порядок проведения постлицензионного контроля, правила принятия решений по оценке условий осуществления образовательной деятельности и учитывают основы законодательства Российской Федерации, нормативные и правовые акты Минобрнауки России и Рособрнадзора по вопросам постлицензионного контроля 

Методические материалы содержат описание процедуры проведения постлицензионного контроля, сгруппированные показатели с критериальными значениями для соответствующего уровня образования, форму отчета эксперта и правила принятия решения.

I.5. Апробация методик проведения процедур постлицензионного контроля на федеральном и региональном уровнях и усовершенствованных систем показателей и критериальных значений.

Составлен план проведения апробации, включающий описание мероприятий апробации и сроки их проведения, перечень участников апробации. Были определены 6 субъектов РФ: Кировская (20 учреждений, 26 экспертов), Нижегородская (22 учреждения, 25 экспертов), Самарская области (15 учреждений, 26 экспертов), Республики Коми (17 учреждений,   45 экспертов, Марий Эл (15 учреждения, 25 экспертов), Удмуртия (15 учреждений, 27 экспертов) – всего 103 образовательных учреждения.

Сформированы группы экспертов из работников управления системы образования и специалистов учреждений НПО, СПО, ВПО, ДПО, ППО – всего 174 эксперта.

Методически проконсультированы группы экспертов в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в апробации, по осуществлению процедуры постлицензионного контроля в соответствии с усовершенствованной системой показателей и критериальными значениями, методическими материалами по проведению процедуры постлицензионного контроля.

I.6. Проведение семинара по обсуждению усовершенствованных систем показателей и результатов апробации.

На семинаре «Проблемы и процедура постлицензионного контроля профессиональных образовательных учреждений» проведено обсуждение и анализ усовершенствованных систем показателей и их критериальных значений, а также подведены результаты и итоги апробации.

Фактически в апробации участвовало 89 образовательных учреждений и 135 экспертов: по системе НПО 20 учреждений и 26 экспертов; по системе СПО 22 учреждения и 30 экспертов; по системе ВПО: 16 учреждений и 30 экспертов; по системе ДПО: 15 учреждений и 27 экспертов; по системе ППО: 15 учреждений и 20 экспертов.

На семинаре приняли участие 129 экспертов из 55 учреждений из 10 субъектов Российской Федерации: города Москвы, Ярославской области, Костромской области, Кировской области,  Нижегородской области, Республики Татарстан, Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Удмуртия, Пермского края.

Семинар был проведен 16.11.2011 и 17.11.2011. По окончании семинара подготовлен отчет, включающий в себя анализ предложений, рекомедаций и замечаний участников семинара. Итоговые материалы семинара размещены на сайте ФГБОУ ВПО «ВятГУ».

22 ноября 2011 была закончена подготовка отчета по 1 этапу и отчет сдан в Рособрнадзор. 20.12 отчет по 1 этапу выполнения контракта был сдан комиссии  в Министерстве образования и науки.

В настоящее время продолжается работа по 2 этапу контракта, в котором будут использованы разработанные материалы  1 этапа.Будет осуществляться

- доработка систем показателей и их критериальных значений, характеризующих условия осуществления образовательной деятельности;

- доработка методик проведения процедур постлицензионного контроля на федеральном и региональном уровнях;

- разработка нормативного и методического обеспечения введения системы показателей и их критериальных значений, характеризующих условия осуществления образовательной деятельности;

- осуществление консультационной поддержки процедуры лицензирования и постлицензионного контроля на федеральном и региональном уровнях.