Какой он – современный преподаватель вуза?
В России активно проходят реформы высшего образования. Происходят изменения в работе высших учебных заведений, расширяются требования к социальным ролям и качеству профессиональной подготовки педагогов, а также к руководству вузов по созданию условий для профессионального развития преподавателей в соответствие с современными условиями.
Возникают закономерные вопросы:
1. Как преподаватели видят свое профессиональное развитие?
2. Каким социально-профессиональным ролям отдают предпочтение?
3. Какие компетентности преподаватели считают нужным и готовы развивать у себя (включая управленческие, предпринимательские)?
4. Имеется ли понимание стратегии своего профессионального развития? Каким образом профессиональные стратегии развития согласованы с жизненной стратегией и самосовершенствованием?
5. Что делается руководством вузов для организации профессионального развития преподавателей в новых условиях: какие мероприятия (традиционные и инновационные) проводятся? Какие требования к компетенциям преподавателям формулируются? На исполнение каких ролей делается упор?
6. Существует ли и в какой степени развит менеджмент знаний в вузах и пр.
Для ответа на эти вопросы коллективом кафедры социологии и социальной психологии (Э.В. Бушкова-Шиклина, М.М. Старикова, Е.П. Кириллова) проведено комплексное исследование при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Кировской области (№15‑13‑43002а(р) «Управление квалификационными ресурсами в контексте устойчивого развития региональных вузов»).
В ходе исследования:
1. Проанализированы основные документы, регулирующие развитие системы профессионального образования: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральная целевая программа развития образования
на 2011–2015 годы».
2. Проанализированы нефинансовые отчетов вузов о социальной ответственности, размещенных в публичных источниках (см. http://рспп.рф/simplepage/475).
3. Проведен социологический опрос 600 штатных преподавателей вузов гг. Кирова, Казани, Н. Новгорода (Вятский государственный университет, Вятский государственный гуманитарный университет, Кировская государственная медицинская академия, Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, Казанский национальный исследовательский технологический университет).
4. Проведены глубинные интервью с 20 преподавателями кировских вузов (преподавателей, аспирантов, руководителей структурных подразделений).
5. Проведено психологическое тестирование 108 преподавателей кировских вузов (при участии Ю. Ю. Юкляевой).
Каковы основные результаты?
1. Основными мотивами профессионального выбора и дальнейшей работы в вузе для преподавателей – этоинтересная, креативная работа, соответствующая склонностям и образованию, а также гибкий график, общение с коллегами, творческими людьми, студентами.
2. Образ современного педагога вузав представлениях самих преподавателей достаточно консервативен: представлен ролью ученого и разработчика образовательных ресурсов, значительно меньше – специалиста и воспитателя, мене всего – менеджера, предпринимателя, инноватора, специалиста по связям с общественностью.
3. Преподаватели считают, что должны обладать научными, профессиональными и коммуникационно-речевыми (67,6%) компетенциями; и значительно меньше их интересуют умениясаморазвития, самообучения, самоорганизации и организации других людей, хотя именно эти компетенции должны активно развиваться у педагога современного вуза.
4. У преподавателей вуза доминирует неопределенная жизненная стратегия, но преподавателей, имеющих активную позицию несколько больше, нежели имеющих пассивную позицию. Пассивные преподаватели часто попустительски относятся к жизни, ориентированы на облегченную работу и не заботятся о будущем. Активные преподаватели, наоборот, заботятся о будущем и стремятся к самоанализу и саморазвитию.
5. В основном преподаватели для получения дополнительных знаний и умений посещают курсы повышения квалификации, читают специализированную литературу (до 80%), посещают профессиональные Интернет-сайты, консультируются с более опытными коллегами (66%). То есть, в основном практикуют индивидуализированные формы профессионального развития, практически не задействуют коллективные формы обмена знаниями, которые должны стать основой развитого менеджмента знаний в современном вузе. Преподаватели более крупных вузов соседних регионов чаще готовы получать дополнительное образование, обучаясь в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, проходя стажировки, краткосрочные курсы, семинары, переквалификацию, то есть используя более активные, стратегически перспективные, ресурсно затратные формы.
6. Преподаватели предпочитают повышать свою квалификацию в стенах вуза – «без отрыва от производства», в основном – очно; практически каждый пятый предпочел бы дистанционные формы повышения квалификации, в основном это – руководители структурных подразделений.
7. В вузах частично развита система менеджмента знаний, в основном она представлена развитием информационных «оболочек» и коммуникационных средств, делающих работу преподавателей более быстрой и технологичной. В то же время, технологии передачи и обмена знаниями между преподавателями, командной работы не развиты в должной мере.
8. В целом, складывается такой усредненный портрет современного преподавателя вуза: это ученый, занятый организацией своей работы, реализующий в этой узкой деятельности свой незначительный управленческий и коммуникационный потенциал, при этом не особо желающий контактировать с широкой общественностью и не претендующий на инновационность деятельности. В то же время, преподаватели более крупных ведущих вузов гг. Казани, Н. Новгорода отмечают у себя большую мобильность, открытость и готовность к сотрудничеству с представителями бизнеса, СМИ, широкой общественности. Они более ориентированы на саморазвитие, повышение квалификации (обучение в аспирантуре, докторантуре, прохождение стажировок). При этом, во всех городах руководители структурных подразделений вузов, более молодые преподаватели и преподаватели-женщины отмечают в образе современного педагога вуза большую инновационность, коммуникабельность, мобильность, готовность к саморазвитию.
По результатам проекта имеется 9 публикаций, в том числе 2 статьи в журналах, рецензируемых ВАК, 5 – в изданиях, индексируемых РИНЦ, рукопись монографии.
Основные публикации:
1. Кириллова Е.П., Бушкова-Шиклина Э.В. Особенности жизненных стратегий у преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. 2016. №1. |