Интернет-газета

Факультет технологий, инжиниринга и дизайна ВятГУ поделился опытом организации проектной деятельности

  • 7 марта, 10:19
  • Автор: ScienceRedactor
  • Просмотров 1542

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

О нем рассказал декан факультета Виталий Лисовский

Идея внедрения проектно-ориентированного образования на факультете технологий, инжиниринга и дизайна ВятГУ возникла несколько лет назад, еще до того, как проектная деятельность стала мейнстримом. В топовых университетах мира уже существовала успешная практика такого обучения – неудивительно, что ведущие российские вузы стали осваивать передовые технологии.

Декан факультета технологий, инжиниринга и дизайна канд. техн. наук Виталий Лисовский поясняет:

- На своем факультете мы решили перейти к активным действиям после посещения Московского политеха, с 2014 года успешно внедряющего принципы проектного обучения в своей деятельности.

Однако мы не стали перенимать опыт под копирку, а принялись осваивать его в соответствии со своими ресурсами, традициями, задачами.

- С чего было решено начать?

- С первого курса. Именно там нам показалось целесообразным в первую очередь вводить проектную деятельность. Как известно, на первом курсе студенты еще не обладают профессиональными умениями и навыками, поэтому нет смысла ожидать, что они реализуют сложные инженерные задачи. Мы решили поставить общую для всех цель – построить машину Голдберга.

- Виталий Алексеевич, поясните, что это за конструкция?

- Машина Голдберга – это сложная конструкция из обычных материалов, которые используются нестандартным способом. Их выстраивают и соединяют определенным образом, чтобы с помощью цепочки разнообразных действий, построенных по принципу домино, выполнить простую задачу, например, включить лампочку или запустить хлопушку. Действия следуют друг за другом по цепочке и без остановки, их разнообразие и эффектность финала зависят только от фантазии создателя.

- В чем заключалась цель этого задания?

- Такая задача, на наш взгляд, позволяет проявить творческие и изобретательские способности студентов, получить навыки работы с инструментами, способствует командообразованию. Собственно говоря, это и есть введение в проектную деятельность.

- Каким образом была организована работа?

- Мы разбили студентов на 12 групп, в каждой из которых оказалось по 9-11 человек. Принципиальный момент заключался в том, что в каждую группу вошли студенты разных направлений подготовки.

Каждая группа создавала собственный проект машины в течение полутора месяцев. Студенты самостоятельно организовывали свою совместную работу. Преподаватели, выступившие кураторами, должны были воздерживаться от подсказок, советов, готовых решений – их задачей явилось исключительно обеспечение процесса аудиториями, проекторами, флипчартами, маркерами и прочим.

В середине ноября прошлого года была организована презентация проектов перед экспертами, в ходе которой студенты смогли, с одной стороны, поделиться приобретенным в ходе совместной деятельности опытом; а с другой, выслушать замечания профессионалов и получить от них ценные советы. Кроме того, каждый проект получил оценку. Для нас как организаторов этот этап был нужен, прежде всего, в целях получения оценки ресурсов, требуемых для изготовления машин в материале.

- Было ли продолжение работы после ответственного выступления?

- Конечно. В последующие недели студенты занимались доработкой проектов и изготовлением своих машин в лабораториях факультета. 5 декабря состоялась демонстрация получившихся машин. Поясню, что на монтаж конструкций было отведено 4 часа, после чего по порядку состоялась демонстрация работы каждой из них. Мероприятие получилось очень живым! Оно собрало большое количество зрителей, в том числе, «болельщиков» - причем, не только с нашего факультета.

- Виталий Алексеевич, что же дальше?

- В весеннем семестре мы сформировали пул проектов. Это проекты разной сложности. Все они будут реализованы под руководством «взрослых»: преподавателей ВятГУ и специалистов предприятий-партнеров. Студенты уже выбрали интересующие их темы – в настоящее время дан старт процессу концептуального проектирования. Публичная демонстрация прототипов запланирована нами на начало июня.

- Обязательно посетим! Спасибо, Виталий Алексеевич, за интересную информацию.

Версия для печати

проектная деятельность на фтид

проектная деятельность на фтид

проектная деятельность на фтид

проектная деятельность на фтид

проектная деятельность на фтид

проектная деятельность на фтид