Интернет-газета

Мир погрузился в цифру. Но высокое и вечное не сдается!

  • 21 ноября, 12:07
  • Автор: admin
  • Просмотров 295

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

В Санкт-Петербурге завершился VIII международный культурный форум. Традиционно в нем принял участие культурологический десант ВятГУ

Главная тема VIII форума сформулирована актуально и всеохватно: «Культурные коды в условиях глобализации». Она привлекла звезд драматического театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, арт-менеджеров, представителей академического сообщества, лидеров культурной политики и образования. Её освещение происходило по сгруппированным в треки мероприятиям – «Культура и молодежь», «Культура и общество», «Фестиваль фестивалей», каждый из которых был посвящен определенной проблеме. Это позволило выстроить программу релевантно общественному запросу, изменчивым культурным процессам, многообразию содержания и форм всех сегментов культуры – от дизайна и архитектуры до ценностей и смыслов современного искусства, от детского творчества до проблем доступности культурных продуктов, от нематериального наследия до подготовки новых кадров.

Форум получился грандиозным (в два потока – профессиональный и общественный), рекордным по количеству участников, разнообразным по событийному ряду. Всё, как всегда, всё по высшему гамбургскому счету.

Площадок много, мероприятий еще больше. Проблема: как успеть охватить самое интересное? Сделать это невозможно, да и не в этом состояла задача. Задача заключалась в том, чтобы осмыслить (а в дальнейшем приложить к основной деятельности) новые тенденции развития культуры, менеджмента и образования. Опять-таки для чего? Ответ – для понимания скоростей центростремительных сил, происходящих в мире, в которых так легко потеряться.

Сила цифры

Сегодня цифра везде. Её первый след видится в простой статистике: более 40 тысяч человек, 96 стран, 56 официальных иностранных делегаций (в том числе, из Китая – страны-гостя). Избыточность количества мероприятий – это, увы, характерная черта Петербургского форума, только усиливающаяся каждый год.

Цифра влияет на всё, в том числе, на давно устоявшиеся формы. Вот и оперное искусство оказалось подверженным влиянию цифровых технологий. Показательным в этом отношении стал международный фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи» с конкурсом «Цифровой Гонзага» (в нем участвовали студенты и молодые специалисты со своими проектами по мотивам эскизов художников XVIII века). Гала-концерт фестиваля в Михайловском театре продемонстрировал, что нет запретных для жанра новаций. Речь, конечно, не про классические арии, дуэты и оркестр  – здесь всё хорошо: звезды были на своих местах (прекрасная Альбина Шагимуратова, Риккардо Масси и другие солисты). Цифра в данном случае была инсталлирована в суперзанавес с 3D-изображением декораций, который дополнял пластический миманс танцовщицы в роли зрительницы, выбиравшей по каталогу любимые произведения, а также  проекцией спойлеров.

Одной из востребованных деловых площадок стала секция «Искусственный интеллект в современном искусстве: механизация или творчество?», где обсуждалось будущее человечества в условиях стремительного развития искусственного интеллекта. Как показала дискуссия, оно невозможно без творчества и человека в принципе, на что обратила внимание Т. Черниговская, руководитель Лаборатории когнитивных исследований СПбГУ, доктор биологических, доктор филологических наук, профессор, чл.-корр. РАО:

– Нам никто не обещал, что системы искусственного интеллекта должны быть такими, как мы. Они не должны нас копировать. Зачем им это? Если они начинают замещать нас, то я должна задать серьёзный вопрос: "Мы планируем продолжать жить на планете?

Сила классики

Одним из ключевых событий форума стал X международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» с его триумфальным спектаклем «Посвящение Нижинскому» в исполнении знаменитого «Балета Монте-Карло» в качестве финальной точки. Если взвешивать впечатления, то  впечатление от эстетики, качества исполнения было, пожалуй, самым неожиданным и сильным – настолько в напряжении держали зал Балтийского Дома четыре одноактных балета на музыку К. Дебюсси, К.-М. Вебера, И. Стравинского.

Концерт лауреатов XVI конкурса им. П. И. Чайковского, прошедший с большим успехов в Концертном зале Мариинского театра, не мог оставить равнодушным уровнем исполнительства (запомнились виртуоз Матвей Демин, бархатный голос Ольги Деминой, поющая скрипка Сергея Догадина, «восточное» прочтение Чайковского Мао Фудзитой и др.). Мариинка – его Историческая сцена, Концертный зал и «янтарный» Мариинский-2 – радовали как премьерами, так и репертуарными спектаклями.

Главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев на заседании секции «Музыка» поднял проблему культурной бедности в стране, необходимости модернизации учебных программ по предмету «Музыка» в школах с акцентом на обязательном пении:

– О миллионах беженцах и климатических рисках мы слышим каждый день. Но проблема культурной бедности, на мой взгляд, не менее серьезна. Многие российские города лишены не только хороших концертных залов, но там нет даже камерных оркестров. Для чего они нужны? Чтобы тысячи, сотни тысяч, миллионы юных дарований получили доступ к прекрасной музыке. Чтобы каждый российский школьник мог смотреть/слушать «Щелкунчика» и от этого становится добрее. Регион, где нет детских хоров, обречен. Считаю, что прорыв в музыкальной культуре у нас случится, если повсеместно появятся многотысячные хоровые коллективы.

Тему важности развития музыкальной инфраструктуры, поиска юных талантов подхватил руководитель секции Денис Мацуев, заметив, что

– В малых городах нужно распространять классическую музыку. Настоящие звёзды появляются вопреки всему по всей стране, во всех регионах, даже малых.

Афишу форума несомненно украсили театральные спектакли, выставочные проекты музеев Санкт-Петербурга. Александринский театр, например, принимал японскую труппу Suzuki Company of Toga (SCOT), представившей оригинальную версию «Сирано де Бержерака». В Русском музее помимо основной экспозиции была развернута выставка, посвященная И.Е. Репину. Русское, европейское и восточное переплеталось, создавая неповторимый настой новизны.

Сила общения

Форум – это не только площадка или культурные локации, которые мы выбираем на этапе регистрации и получения бэджа, но это еще и общение с коллегами из других городов и стран, из университетов и культурных учреждений, с великими мастерами искусства, позволяющее выстроить деловую коммуникацию по горизонтали/вертикали и сформировать сетевой формат, необходимый конкретно твоей организации, твоей деятельности. Форум – это люди, это полезный обмен мнениями. Запомнились жаркие дискуссии по проблемам, которые выводили на темы урбанистики,  креативных индустрий, обучения творческим профессиям.

Дискуссия «Творческие люди культуры: где учиться и как работать?» дал простой ответ на непростые вопросы, и он сводился к следующему: учиться надо постоянно и там, где лучшее образование, работать, где интересно и с интересными людьми, а еще – развивать критическое мышление, чтобы формировать картину мира.

Мысль о необходимости современного, креативного образования сквозила во всех выступлениях секции «Образование», в том числе, в открытой лекции министра культуры РФ В. Мединского, который обратил внимание на то, что качественное образование неотрывно от духовного развития людей, от их культурного бэкграунда.

Что в итоге? В итоге три мысли. Первая: умная (цифровая) культура поддерживает и делает людей умнее. Вторая: если искусство не побуждает задуматься, значит оно – простое развлечение. И третья: если культура будет на первом, то всё остальное встанет на свои места – и цифровые технологии, и перформативные эксперименты, и научные открытия, и потребность учить и учиться.

Наталья Поспелова,
заместитель руководителя Центра развития ВятГУ

Версия для печати

Международный культурный форум

Международный культурный форум

Международный культурный форум