Интернет-газета

Митрополит Вятский и Слободской Марк: «Дух творит форму, и крестный ход – это форма нашего устремления к совершенству»

  • 4 июля, 10:02
  • Автор: admin
  • Просмотров 790

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Уход на каникулы просветительского проекта «Лекции в Политехническом» совпал с завершающим аккордом фестиваля ВятГУ «Вятка – душа России. Великорецкий крестный ход». Многочисленные слушатели проекта (студенты, преподаватели, представители власти, бизнес-сообщества, общественных и религиозных организаций) в пространстве Точки кипения ВятГУ впервые встретились с митрополитом Вятским и Слободским Марком

29 июня 2022 года он выступил с лекцией на тему «Великорецкий крестный ход: живая традиция». Просветительское послание заключалось в смыслоопределяющих и познавательных аспектах ежегодного апгрейда духовной жизни верующих – Великорецком крестном ходе, ставшего своеобразным брендом, узнаваемым символом вятской земли.

  

Зачем идти 150 км по бездорожью и в любую погоду? В чём цель хода? Почему с каждым годом растет число паломников на реку Великую? В чём сакральный смысл этого духовного движения и народного почитания святителя Николая? Как определить духовно-нравственное значение хода? Ответы на эти вопросы стали отправной точкой размышлений митрополита. 

То не была проповедь или логически выстроенная лекция ученого – с неизменной презентацией и системой доказательств. То была исповедь Учителя, умудренного богатым жизненным опытом, человека православной веры и большой любви к России, знатока её истории, мифологии, её корней и традиций; человека-патриота, осознающего  свою ответственность за судьбы Родины.

  

Отдельные мысли владыки, его комментарии к заповедям Священного Писания воспринимались как отлитые в гранит аксиомы, которые запоминаются и полезны каждому:

- Мало знать, важно приобретать свой личный опыт. Ходить надо.

- Твой выбор заключается не в том, кем быть, а в том, каким быть.

​​​​​​​- Когда люди бездумно рассуждают на тему духовности, у меня возникают вопросы: «А ты об этом слышал? Ты об этом читал? Ты это знаешь? Умеешь? А если умеешь, покажи!» И тогда сразу всё встаёт на свои места.

​​​​​​​- Дух всегда творит свою форму, и крестный ход – это форма нашего внутреннего устремления к совершенству.

​​​​​​​- Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

​​​​​​​- Мы, участники крестного хода, тактильно ощущаем историю государства. 

​​​​​​​Архипастырь, обращаясь к примерам из истории и собственной биографии, акцентировал внимание на важных скрепах духовной жизни русского народа, его исконно древних традициях, ценностях и смыслах крестного хода. И что удивительно, размышления о значении хода в итоге вышли на этимологический и философский анализ целого ряда парных и смыслообразующих понятий, их связь друг с другом, таких, например, как «православие/правильно славить»; «образование/образ»; «богословие/ведение о боге как форма передачи знания»; «смелый/сметь»; «герой/Геракла» и т.д.

  

​​​​​​​Пять дней в дороге – это внешняя рамка самого протяженного и единственного в стране в статусе Всероссийского хода, учрежденного патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Испытание, которое выдержит далеко не каждый человек, даже верующий. Владыка понимает этот ход как путь России и личный путь к совершенству, к Богу. 

​​​​​​​- Через испытание мы закаляем свою душу, - обозначил, возможно, главный смысл хода архипастырь.

​​​​​​​Были вопросы от молодых слушателей, в частности, студенчество интересовало мнение владыки о том, как и нужно ли подавать милостыню; связь музыки с Богом; трудно ли идти Великорецким крестным ходом (на это митрополит Марк признался, что он единственный из архиереев совершил паломничество по всему маршруту Великорецкого крестного хода, и было это в 2015 году). В процессе размышлений отчетливо прозвучал призыв рассматривать образование не как сумму чистой информации, но как систему духовно-нравственных смыслов, формирующих человека.

- Информация без применения – это любопытство, а информация, полученная нами с применением – это знания.

​​​​​​​- Что такое образование? Это начертание определенного образа сердца человеческого, который есть Бог, а Бог есть Творец. Образование подразумевает преподнесение знания как в духовном, так и материальном мире для формирования целостной личности. Образовывать и воспитывать – вот главные задачи образования.

  ​​​​​​​

​​​​​​​Владыка не был многословен. В абсолютной тишине, установившейся во время встречи, его слово воспринималось как духовно-нравственное завещание -  учить на личных примерах героев и православных святых. Он и сам такой пример стойкости, терпения, мужественности, веры в живую традицию православия, что подчеркнул, подводя итоги фестивалю и летнему сезону проекта, ректор ВятГУ Валентин Пугач:

​​​​​​​Я очень рад, что в университете мы давно с коллективом преподавателей и управленцев решили, что необходимость донесения до студентов знаний – это точно не всё. Мы никому не навязываем внутренних убеждений. Каждый волен выбирать свой путь в религии и в жизни по своему усмотрению. Но иногда слово «образование» мне хочется писать с большой буквы, потому что создание образа нового человека как цель образования – дело гораздо более сложное и глубокое, чем просто обучение. Благодарю вас, владыка, что сегодня и в ежедневном своем служении вы подаёте личный нравственный пример.

​​​​​​​​​​​​​​#ЛекциивПолитехническом #ВятГУ #МыФормируемБудущее  #ПоступайПравильно #Приоритет2030 #ГармоничнаяЛичность  

Видеотрансляцию встречи можно увидеть по ссылке >>
 

Версия для печати