14 мая 2024 года очередной аншлаг уже во второй раз собрал человек с богатым медиа-бэкграундом, директор Института системно-стратегического анализа, историк Андрей Фурсов (Москва). Его майское пребывание в городе Кирове организовано совместными усилиями ВятГУ, организатором благотворительной программы «Лидеры мнений в Кировской области» Михаилом Зыкиным (ООО «Лайт»), при поддержке ВТПП.
С лекцией на тему «Мир сломался. Почему? Как? Что дальше?» известный ученый подключил слушателей к современному информационному процессу в аспекте анализа наиболее значимых исторических событий. Экскурс в реперные зоны капитализма как мировой системы происходил по алгоритму таких ключевых вопросов, как:
- почему капитализм – самая загадочная и самая динамичная система в истории человечества?
- почему и как капитализм экономически сломался/сломали на рубеже XIX–XXвв.?
- почему верхушки капиталистической системы начали её демонтаж в середине 1970-х годов, а для ускорения этого процесса поспособствовали разрушению СССР и тем самым «выстрелили себе в обе ноги»?
- что такое глубинное государство? и др.
Трудно сказать, какая часть встречи оказалась наиболее интересной и запоминающейся – собственно лекционная или интерактивная… Думается, в плане содержательности, остроты поднятых проблем, искренности вопросов/ответов обе части уравновесили друг друга.
Автор поделился интерпретацией капитализма с позиций его устройства, функционирования, кризиса и упадка.
Капитализм не может нормально существовать без закрытых наднациональных структур мирового согласования и управления. Капиталистическая экономика – это единая система без границ. А в политическом смысле – это сумма государств. Почему капитализм – система экстенсивная? Как только мировая норма прибыли падает, из некапиталистической зоны формируется капиталистическая периферия, где есть дешевый труд и дешевая энергия.
В середине 1960-х годов закончились чудеса экономического роста (это не значит, что экономика перестала развиваться). Мир оказался в ситуации, схожей с ситуацией начала Первой мировой войны. Но решать вопросы с помощью новой мировой войны, как это было раньше, оказалось невозможным в силу существования двух ядерных сверхдержав – СССР и США.
А.И. Фурсов обрисовал будущее через нарратив отрицания.
Всё, на чем базировались наши прежние ожидания, закончилось. Господствующий слой постарается установить контроль над поведением людей, их потребностями и потреблением. Нас ожидает такой социально-экономических строй, при котором объектом присвоения будут духовно-нравственные и социальные факторы, в частности, информация и образование.
Лектор поделился мнением относительно получения качественной информации из книжных источников и медиа-каналов, сославшись на авторитетных специалистов.
На вопрос, какие профессии выбирать молодым? – последовал ответ:
Речь должна идти о полипрофессиональной подготовке, чтобы в условиях стремительно меняющего мира быстро адаптироваться к разным вещам. Но здесь важно учитывать следующие условия: знание иностранных языков и понимание рыночной ситуации в интеллектуальной области.
Ценными оказались и рекомендации гостя из личного опыта о воспитании и образовании.
Я убежден в том, что родительская любовь – это мощное средство социальной борьбы. Семья должна быть сильнее улицы, школы и государства. Родители обязаны обеспечить детям несколько вещей: здоровье, понимание, что такое добро и зло, умение самому учиться, социальные навыки и связи, материальный достаток, фамильную (книжную) библиотеку.
Трудно переоценить, насколько широким и важным оказался круг затронутых в ходе встречи вопросов, и все они – прямое следствие глубоких размышлений над актуальной повесткой неравнодушного ученого, гражданина и человека, размышлений, волнующих всех и каждого.
Мы сегодня не можем предсказать, каким будет модель общества в будущем. Но мне бы хотелось, чтобы это была модель с минимальным социальным неравенством и, по возможности, максимальной социальной справедливостью.
Полное видео лекции можно посмотреть по ссылке: https://rutube.ru/video/9c87330499dce809d8bc3518f56a3396/