Интернет-газета

Светлана Белоруссова о том, как функционирует этнос в киберпространстве

  • 4 мая, 09:43
  • Автор: admin
  • Просмотров 727

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Накануне майских праздников в просветительском проекте ВятГУ «Лекции в Политехническом» заведующий лабораторией музейных технологий, старший научный сотрудник отдела этнографии Центральной Азии МАЭ РАН, кандидат исторических наук, режиссер Светлана Белоруссова (Санкт-Петербург) поделилась своим видением о конструировании этнических групп в интернете, об особенностях идентификации этносов в аспекте новаций и традиций

Её визит в город Киров проходил в рамках Дней этнографического кино в Институте гуманитарных и социальных наук.

Рассказ о том, как изучать этничность не только в полях, но и на «полях» интернета, получился увлекательным, насыщенным информацией и проблемами, которые еще не решены и которые предстоит решать в будущем молодому поколению исследователей.

 

– Человеку издревле  присуще ощущение некоей раздвоенности – желания перейти из мира реального в воображаемый – заглянуть в мир своих предков, прочитать с помощью наскальных рисунков (петроглифов), шаманских ритуалов своё прошлое и будущее, - констатировал лектор.

– Интернет трансформировал это желание, перевел его на новый язык, одним из инструментов которого стала визуализация – сначала как форма игры, затем и как форма жизни для определенной аудитории. Достаточно вспомнить игру 2000-х SimCity, где воспроизведены все детали городского пространства.

Установление границ и создание связей внутри и между сообществами, возможно, например, через изучение компьютерных игр и субкультуру геймеров.

Очевидно, что с возникновением феномена  киберпространства, когда ты можешь спрятаться за ником, стать анонимкой, и твоя идентичность не верифицируется, сформировалась «вторая жизнь» человека в реалиях интернета.

 

Следуя принципу историзма, С. Белоруссова погрузила слушателей в истоки феномена виртуальной этничности, прокомментировав западные концепции киберэтнографии. Аналитический кейс этнических групп в интернете был представлен на примере кряшен и нагайбаков.

– Что мы наблюдаем в итоге? Отдельные этносы, умирая в реальности, воскресают в социальных сетях, и это даёт основание их творчески реанимировать (например, в кино) и, конечно, сохранять и изучать.

Лекция подняла острую, животрепещущую проблему: как сохранить этнос в условиях влияния «мировой паутины»? Как сберечь язык, культуру в реальности? Где баланс реального и виртуального в позиционировании традиций и новаций этносов?

Все эти вопросы – повод дальнейших фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований, которые начаты в Санкт-Петербургском Музее антропологии и этнографии РАН и поддержаны рядом региональных ученых, в том числе, из числа исследователей ВятГУ.

В заключении гостья из Санкт-Петербурга подарила коллективную монографию «Виртуальная этничность и киберэтнография».

#ЛекциивПолитехническом  #ВятГУ  #ДниЭтнографическогоКино  #МыФормируемБудущее   #ГармоничнаяЛичность  #Приоритет2030

Версия для печати