Интернет-газета

Ученые ВятГУ разработали модель медиабезопасности

  • Вчера, 15:53
  • Автор: admin
  • Просмотров 168

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Работа осуществлена под руководством доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения ВятГУ Ольги Колесниковой. Ольга Ивановна рассказала об авторской модели и ответила, как обеспечить медиабезопасность детей и подростков

- Ольга Ивановна, что такое медиабезопасность? 

Под медиабезопасностью несовершеннолетних нами понимаются такие условия использования Интернета, в которых дети защищены от негативного воздействия медиасреды, наносящего вред их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, а также обеспечивающие защиту человеческого достоинства детей и подростков.

Задачей медиабезопасности признается противодействие вовлечению детей в противоправную деятельность и насаждению у них псевдоценностных ориентиров на трех уровнях: мировоззренческом, ценностно-смысловом и лингвистическом.

– Расскажите подробнее про первый компонент – информационно-психологический. 

Информационно-психологический аспект медиабезопасности в соцсетях предполагает условия использования Интернета, формирующие состояние защищенности личности несовершеннолетнего от деструктивного информационно-психологического воздействия и, прежде всего, отсутствие в распространяемой в Сети информации идей и положений, создающих информационные угрозы государству, а также его гражданам - членам российского социума.

Установлено, что негативное воздействие проявляется в таких формах, как, во-первых, насилие, деморализация, запугивание, и, во-вторых, приведение объекта воздействия в состояние беспомощности, растерянности, шока, стресса.

Известно, что у детей младшего возраста нет устойчивости к психологическому воздействию, при которой предполагается способность личности младшего школьника выявлять информационные угрозы, оценивать степень их опасности, уметь предвидеть последствия информационной угрозы, осуществлять соответствующие защитные формы поведения. Соответственно, встает вопрос о медийно-информационной грамотности школьников, предпосылки формирования которой в современной реальности нужно рассматривать с дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что первый компонент обусловлен конкретными информационными угрозами, которые носят опасный характер в силу агрессивности деструктивного влияния и вовлечения в преступную деятельность. Его образуют такие риски, как 1) пропаганда экстремистской и террористической идеологии, 2) склонение к гетероагрессивному поведению, в том числе к межнациональным конфликтам; 3) пропаганда идей сатанизма и оккультизма.

– Что понимается под вторым компонентом модели – аксиологическим, или ценностно-смысловым?

Этот компонент связан с таким аспектом медиабезопасности в соцсетях, в котором предусмотрены условия использования Интернета, формирующие состояние защищенности личности несовершеннолетнего от материалов, несущих угрозу его духовно-нравственному развитию и усвоению законодательно закрепленных российских традиционных ценностей. Подчеркнем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809, к несущим угрозу ценностным установкам россиян относятся следующие явления: «культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений». Результаты пропаганды таких установок приводят к закреплению в сознании антиценностей, особенно опасных в фазе становления личности.

При мониторинге соцсетей с участием несовершеннолетних деструктивное воздействие обнаруживается чаще всего в фактах обесценивания семьи, внутрисемейных отношений, авторитета родителей; формирования пессимизма мировосприятия в целом и в частности при эстетизации смерти; в фактах трансляции несовершеннолетним делинквентных моделей поведения. Под термином «делинквентное поведение» понимается антиобщественное противоправное поведение, которое проявляется в действиях и поступках, наносящих вред обществу.

– Третий компонент – лингвоэкологический. Ка вы его характеризуете?

Лингвоэкологический компонет ориентирован на создание таких условий медиабезопасности в соцсетях для их пользователей, при которых минимизированы или полностью отсутствуют угрозы и риски вовлечения детей в девиантное речевое поведение. Девиантное речевое поведение состоит в речевых поступках (действиях), содержащих намеренные или неосознаваемые отклонения от литературных норм русского языка его носителями. Такие отклонения мы предлагаем рассматривать по степени серьезности опасности для развития языковой личности и языкового развития ребенка в виде своеобразной лестницы, ступени которой, по мере отступления от принятых и закрепленных в обществе норм русского литературного языка, ведут к разрушению русского языка как основы существования общества, средства воспитания и гармоничного развития личности. Итак, лингвоэкологический аспект требует внимания к языковому оформлению медиапродуктов, адекватной оценки средств языка (в том числе целесообразности употребления заимствованной лексики) в медиакоммуникации, в которую вовлечены несовершеннолетние. В нашей научной трактовке своеобразными «ступеньками» речевых девиаций в их регрессивной направленности выступают следующие факты речевого негатива в сети: 1) элементы жаргона, в том числе слэнга различных субкультур; 2) элементы молодежного интернет-сленга; 3) элементы общего и школьного жаргона в сетевом общении; 4) негативно окрашенная грубая эмоционально-оценочная лексика из фонда национального языка; 5) инвективная лексика, ядром которой являются матизмы. Отметим, что в Указе Президента «Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации» от 11 июля 2025 года одной из поставленных задач является «утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности речевой культуры и навыков владения русским языком, грамотности речевого общения и недопустимости использования нецензурной лексики».

Внутреннее разграничение компонентов модели позволяет определить и степень угроз, и их «качественное» наполнение, а также направить анализ медиаконтента (любых продуктов – от постов в соцсетях до текстов книжных изданий) на выявление угроз и рисков для пользователей-школьников.

– Ольга Ивановна, если подвести итог, то можно сказать, что структурно и содержательно модель включает три компонента, связанных друг с другом. Каждый компонент имеет свое специфическое наполнение, но не исключает другой, а наоборот, оказывает влияние на определенный элемент концептуальной личностной системы.

Все верно! Так, например, язык медиапродукта воздействует на все элементы этой системы посредством отбора языковых средств, и данный отбор может иметь манипулятивную основу. Именно с помощью языка формируются духовно-нравственные ценности личности, воспринимается определенная картина мира, и именно язык определяет внутренний выбор человека «темной» или «светлой» стороны мироустройства, или, как говорят лингвисты, категоризацию предметной и непредметной («идеальной») внеязыковой реальности. Воспитание отношения к русскому языку как национальному достоянию России содержательно входит и во второй компонент, имея аксиологическую значимость. Кроме того, надо сказать, что деструктивные мировоззренческие установки, которым с целью медиабезопасности личности как гражданина своего государства нужно противостоять всем научным и педагогическим сообществом, разрушают ценностную систему каждого индивида.

– И последний вопрос: какую цель имеет внедрение данной модели медиабезопасности?

Целью внедрения модели является создание безопасной информационной медиасреды, которая характеризуется отсутствием рисков и угроз, имеющих деструктивный характер.

Под деструктивным медиаконтентом в социальных сетях понимается сфера онлайн-коммуникации, содержащая признаки деструктивного информационно-психологического воздействия на интернет-пользователей. Деструктивный характер могут иметь практически все виды медиапродукции различных медиажанров, в которых продвигаются антиценности и делинквентные модели поведения и содержание которых способно причинить вред здоровью и (или) развитию детей.

Несомненно, крайне важной задачей сегодня является, как указано в Плане мероприятий по реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2023 г. № 3233-р, развитие современной безопасной инфраструктуры для детей, формирование условий для активного участия детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в жизни общества. Для формирования безопасной среды, на наш взгляд, важно учитывать все три аспекта предложенной нами модели, который выступают в единстве, но могут быть применены «многоступенчато», на разном уровне качественного составы медиасреды: уровне информационно-психологического воздействия, уровне воздействия на ценностно-нравственный аспект личности несовершеннолетнего и на уровне языка такого воздействия, включая речевое поведение пользователей соцсетей.

– Благодарим за подробное описание авторской модели медиабезопасности. Верим, что благодаря разработкам российских ученых наши дети будут защищены в Сети.

Материал создан при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.
#медиабезопасность #российская_наука_безопасности

Версия для печати