Интернет-газета

В ВятГУ прошел областной проектировочный семинар «Организация межпрофессионального взаимодействия специалистов как базового компонента формирования инклюзивной образовательной среды»

  • 13 ноября, 02:08
  • Автор: admin
  • Просмотров 212

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

9-10 ноября 2017 г. в Вятском государственном университете в рамках деятельности Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и развития стратегического проекта педагогического института «Агентство образовательной инноватики» прошел областной проектировочный семинар «Организация межпрофессионального взаимодействия специалистов как базового компонента формирования инклюзивной образовательной среды».

В семинаре приняли участие представители министерства образования Кировской области, образовательных и общественных организаций, родительских комитетов города Кирова,  Кирово-Чепецкого, Слободского, Юрьянского, Оричевского, Белохолуницкого районов Кировской области. Всего в семинаре приняло участие 265 человек.

В первый день для представителей образовательных организаций состоялись пленарное заседание и фокус-группы «Условия эффективной реализации межпрофессионального сопровождения инклюзивной образовательной среды». Участников семинара поприветствовали и пожелали успешной проектировочной деятельности Константин Бажин, проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ, Галина Симонова, директор Педагогического института.
На пленарном заседании выступили Вера Шабалина, начальник отдела защиты прав детей министерства образования Кировской области, Александр Крысов, директор Кировского областного государственного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Светлана Башмакова, руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ВятГУ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии, Екатерина Столбова, студентка 3 курса Педагогического института.
Рассматривая проблемы и перспективы организации инклюзивного образования в Кировской области, В.Я. Шабалина отметила, что уже многое сделано: организовано повышение квалификации работников образования, сохранена система специального образования, создается доступная среда в образовательных организациях области. Однако проблемы все еще остаются. Среди них нехватка подготовленных педагогических кадров и специалистов сопровождения, недостаточность материально-технического оснащения и медицинского сопровождения образовательного процесса, отсутствие профессиональной и психологической готовности педагогов массовой школы к работе с детьми с ОВЗ, а также социокультурной и психологической готовности общества к инклюзии детей с ОВЗ.

  
А.В. Крысов рассказал об организации научно-методического сопровождения введения ФГОС обучающихся с ОВЗ кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО и Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Александр Васильевич проанализировал возникающие трудности, к которым отнес низкий уровень доступной среды для детей с ОВЗ с физическими недостатками, недостаточное количество дефектологов и ПМПк в образовательных организациях. Это не позволяет оказать коррекционную помощь всем обучающимся с ОВЗ, снижает результативность обучения детей, возможности инклюзивного образования. Результаты практической реализации региональной системы научно-методического сопровождения введения ФГОС ОВЗ показывают, что происходит активное обсуждение различных вопросов введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями среди педагогов и родителей обучающихся – все это положительно влияет на развитие инклюзивной практики в системе образования: разрабатываются дополнительные профессиональные программы переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обеспечивается консультационная методическая поддержка по вопросам введения ФГОС  обучающихся с ОВЗ, растет количество и возраст обратившихся в ПМПК.
С.Б. Башмакова рассказала о создании и направлениях деятельности ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ВятГУ, показала возможности Центра как технологии организации инклюзивного образовательного процесса.
Екатерина Столбова, студентка 3 курса факультета педагогики и психологии, рассказала о работе II Всероссийского съезда дефектологов, на котором обсуждались актуальные вопросы развития российской дефектологической науки и практики, проблемы профессионального становления студентов дефектологических факультетов, а также вопросы формирования профессиональной готовности педагогов-дефектологов к деятельности в условиях инклюзивного образования, совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Фокус-группы для представителей образовательных организаций позволили выявить условия эффективной реализации межпрофессионального сопровождения инклюзивной образовательной среды.
На фокус-группе для педагогов под руководством Наталии Викторовны Цветковой, доцента кафедры общей и специальной психологии, обсуждались вопросы организации инклюзивного образования. Марина Чашникова, заместитель директора по УВР МКОУ СОШ с УИОП д. Стулово Слободского района, рассказала об опыте организации обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Наталья Ивкина, заместитель директора по учебно-исследовательской работе МОАУ ДО ЦРТДЮ "Лабиринт" г. Кирова, представила опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования. Центр активно сотрудничает с РООРДИ "Дорогою добра", дети с ОВЗ занимаются в различных творческих кружках и студиях. Елена Банникова, методист МКУ ДО «МРЦ» г. Кирово-Чепецка, остановилась на вопросах методического сопровождения инклюзивного образования.
В ходе работы фокус-групп были сформулированы предложения:
·              организовать ресурсный учебно-методический центр по обучению детей с ОВЗ в образовательных учреждениях области, где все участники образовательного процесса могли бы оперативно получить необходимую квалифицированную помощь, был бы представлен уже имеющийся опыт реализации инклюзивного образования,
·              создать на базе организаций ППМ-консилиумы, что позволит оказать коррекционную помощь всем обучающимся с ОВЗ, повысит результативность обучения детей, возможности инклюзивного образования.  
·              выработать механизмы эффективной команды специалистов комплексного сопровождения в образовательной организации,  
·              разработать методические рекомендации по вовлечению родителей во взаимодействии со специалистами в социализацию и образовательную адаптацию ребенка,
·              разработать курсы повышения квалификации специалистов для деятельности в условиях единой межпрофессиональной команды, осуществляющей профессиональную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Второй день работы семинара проходил на базе образовательных организаций г. Кирова в формате проектировочных площадок.
Площадка «Технологии взаимодействия педагогов с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 50 позволила обсудить технологию формирования жизненных компетенций у ребенка с ОВЗ на начальном этапе обучения (Елена Смирнова, учитель начальных классов), технологию альтернативной коммуникации в работе с детьми с умеренной и тяжелой  интеллектуальной недостаточностью и ТМНР (Ольга Белышева, учитель-дефектолог 2б класса для детей с ТМНР), технологию  взаимодействия педагога с семьей ребенка-инвалида (Любовь Нелюбина, учитель-дефектолог 9 класса поддерживающего обучения), технологию социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (Татьяна Шамова, зам. директора по ВР). Участники площадки отметили, что в школе № 50 были представлены основные направления работы педагога с семьёй ребёнка-инвалида.
-  Обязательно применю в своей практике технологию работы с родителями учителя-дефектолога Любови Леонидовны Нелюбиной, в которой родители сами проводят занятия для своих детей, - поделился участник мероприятия Максим Иванов, педагог-психолог из г. Слободского.
Проектировочная площадка «Технологии актуализации субъект-субъектных отношений между участниками инклюзивного образования в дошкольной организации» осуществляла свою работу на базе  МКДОУ № 33. В рамках работы площадки специалисты детского сада и студенты 3 курса Педагогического института ВятГУ показали опыт работы по внедрению технологий ознакомления детей с окружающим миром с использованием ИКТ, включения родителей в воспитательный процесс, использования анималотерапии в работе с родителями и детьми.
Площадка «Технологии взаимодействия общественной и образовательной организаций для формирования инклюзивного социального пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья» проходила на базе Отдела библиотечного обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности КОГБУК КОУНБ имени А.И. Герцена.  Председатель Кировской областной организации всероссийского общества слепых Сергей Алексеев раскрыл проблемы обучения детей с нарушением зрения. Он отметил, что в организациях стало появляться тифлотехническое оборудование, однако по-прежнему ощутима нехватка кадров, способных работать с детьми на этом оборудовании. Также есть проблема нехватки тифлопедагогов и тьюторов по информационным технологиям для незрячих. Участники площадки обсудили особенности работы детского центра "Радуга" с детьми с нарушением зрения, технологии формирование навыка работы на компьютере у незрячих детей и применения тифлотехнических средств незрячими.
В рамках семинара проектировочную площадку «Технологии комплексной диагностики и коррекции поведения детей ограниченными возможностями здоровья» на базе Кировского центра прикладного анализа поведения посетили студенты и работники образовательных учреждений - психологи, логопеды. Гости центра присутствовали на индивидуальных занятиях по ABA-терапии с детьми с РАС. Участники проектировочной площадки получили возможность ознакомления с применением данной методики в рамках технологии комплексной диагностики и коррекции поведения детей с РАС и смогли задать интересующие вопросы о специфике работы с детьми с аутизмом.
Проектировочная площадка «Технологии формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС» осуществляла свою работу на базе КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка». Были рассмотрены технология формирования отдельных групп универсальных учебных действий, технология формирования системы универсальных учебных действий, технология мониторинга универсальных учебных действий, технология «Ситуационная задача», позволяющая отслеживать развитие метапредметных универсальных учебных действий обучающихся, которые разрабатываются региональной инновационной площадки ВГГ «Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС». Участники площадки отметили, что «представленный опыт подталкивает к осмыслению собственной деятельности и внедрению новых технологий» (Наталья Мохнаткина, педагог-психолог МБОУ Лицей Кирово-Чепецка), «за малое количество времени получила огромный материал для осмысления и дальнейшей работы» (Маргарита Кожина, МНДОУ «Надежда», г. Кирово-Чепецк).
Площадка «Межпрофессиональное сотрудничество как реализация технологии поддержки семей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» осуществляла свою работу на базе МКДОУ № 189. Участники получили возможность посетить занятия с детьми с участием родителей и обсудить технологию поддержки семей дошкольников с ОВЗ, реализуемую в детском саду.
Плодотворная работа областного проектировочного семинара «Организация межпрофессионального взаимодействия специалистов как базового компонента формирования инклюзивной образовательной среды» позволила представить технологии организации межпрофессионального взаимодействия на различных уровнях: при взаимодействии в процессе обучения, в процессе социализации, в процессе работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе формирования у педагогов профессиональных компетенций по организации комплексного сопровождения инклюзивного обучения в дошкольных и школьных образовательных организациях.

Версия для печати