Интернет-газета

В ВятГУ разрабатывают новые литейные легированные сплавы для авто-, авиа- и ракетостроения

  • 30 июня, 10:58
  • Автор: admin
  • Просмотров 769

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Молодой ученый Александр Трудоношин предлагает различные варианты легирования на основе Al-Mg-Si

Одним из ключевых направлений научно-исследовательской деятельности кафедры материаловедения и основ конструирования ВятГУ является разработка литейных легированных сплавов, в том числе на основе «алюминий – магний – кремний». Нацеленные на повышение прочности и практичности, они предполагают различные варианты легирования, ряд из которых предложил аспирант Александр Трудоношин под руководством профессора Александра Скворцова.

Литейные сплавы на основе алюминия имеют в составе магний и кремний в особом соотношении (2:1), образуя соединение Mg2Si. Оно является перспективным интерметаллидом, который используется в качестве упрочняющей фазы в сплавах Al-Mg-Si. Mg2Si имеет низкую плотность (1,88 г/см3) и высокий модуль Юнга (120ГПа).

В процессе работы над повышением свойств алюминиевых сплавов рассматривались разные легирующие добавки.

Исследователя заинтересовало, как могут влиять на качество сплава разные легирующие элементы с низкой плотностью: скандий (2,99 г/см3), бор (2,34 г/см3), кремний (2,33 г/см3), бериллий (1,84 г/см3), магний (1,74 г/см3), литий (0,53 г/см3).

- Наибольший интерес для авиа и космоса представляют сплавы со скандием и литием. Однако добавление скандия, хоть и приносит существенное – до 50 процентов - улучшение свойств, не является целесообразным ввиду высокой цены, -

сделал вывод Александр Трудоношин.

Элемент

Al

Sc

Si

Mg

Li

Zn

Cu

Цена, $/кг

2,5

132000

3,04

4,7

17

3,2

6,6

Используемые концентрации для легирования, %

-

0.4

12

10

2

7

6

Увеличение цены сплавана %

-

800

15

18

13

8

17

Что касается лития, то каждый 1% этого элемента снижает плотность сплава на 3%, увеличивает модуль Юнга на 6% и значительно повышает прочность. Несмотря на это, в современном производстве используются исключительно деформируемые Al-Li сплавы – ученый ВятГУ дал шанс и литейным, считая их недооцененными при разработке современных транспортных средств.

- Используя различные режимы термообработки, можно добиться необходимой комбинации механических свойств сплавов, что вызвано наложением эффектов дисперсионного упрочнения сплавов Al-Mg-Si и Li-содержащих дисперсных выделений, -

рассказал Александр Трудоношин.

Исследовательское чутье подсказало Александру Трудоношину обратить внимание на сплавы на базе Al-Mg-Zn, где фаза из двух последних элементов значительно влияет на увеличение прочности. Добавив незначительное количество цинка в литейный сплав на основе Al-Mg-Si, ученый получил в структуре нанодисперсные частицы соединения магния с цинком, увеличив в итоге прочность сплава на 25-30 процентов. А после термической обработки сплава на 20 процентов увеличилась и его пластичность.

 

Изучению влияния цинка на систему Al-Mg-Si в литейных сплавах посвящено несколько статей исследователя, в том числе «Heat treatment of high-pressure die casting Al-Mg-Si-Mn-Zn alloys» в престижном Journal of Alloys and Compounds.

Александр Трудоношин рассказал, что подобной проблематикой в мире занимается небольшое количество исследовательских групп, в частности в Великобритании и Иране. Новый сплав не имеет аналогов и сможет составить серьезную конкуренцию уже существующим в широком спектре направлений использования, в том числе авто-, авиа-, ракетостроении.

Фото, иллюстрации: А.И. Трудоношин; таблица «Влияние цены добавок на цену сплавов»; упрочняющие наноразмернве частицы (сплав с цинком, сплав с литием).

#ВятГУ#наукаВятГУ#материаловедениеВятГУ

Версия для печати