Наш университет

Алексей Вайц: «От сердца исходящее к сердцу и приходит»

  • 5 июля 2018, 16:00
  • Автор: admin
  • Просмотров 4617

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Это была заключительная встреча сезона 2017-2018 г. Проект, как и студенчество, имеет обыкновение уходить на каникулы

29 июня проект ВятГУ «Лекции в Политехническом» принимал известного общественного деятеля, члена Комиссии по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, вице-президента АНО «Переправа» Алексея Вайца.

Тема, поднятая гостем из Москвы – из разряда философских. Она невероятно сложна, актуальна и посвящена целеполаганию (в стратегическом для страны смысле) и ценностям (в их процессуальном проявлении в разных сферах – воспитании, образовании, культуре): «Россия не сердится. Россия сосредоточивается». Выбор темы в такой формулировке отсылает к ассоциации с многосмысловой фразой русского дипломата середины XIX века А. М. Горчакова. Ситуация параллельности с исторической ситуацией в прошлом очевидна: сегодняшние отношения России и Запада, как и тогда,  далеки от благополучных. Это побуждает ответственных, мыслящих общественников и политиков сосредоточиться не только на экономике (что, безусловно, важно),  сколько на проблемах духовно-нравственного порядка (что ещё более важно). 

Лекции в Политехническом  Лекции в Политехническом

Алексей Вайц с самого начала пояснил корневой смысл слова «сосредоточение», сделав акцент на слове «точка». Точка опоры – это цель. Она, как считает автор (и с ним нельзя не согласиться), должна быть у всех – у человека, общества, государства. 

– Каким человеком мы будем осуществлять технологический прорыв? – вот в чём вопрос. Во-первых, нужна среда и надо договариваться. Это долгий путь. На него уйдет не менее 15-20 лет, но этот процесс надо запускать снизу, иначе ничего не выйдет. Во-вторых, важно задать правильный вектор движению духовно-нравственного воспитания/образования в парадигме самоорганизации людей на уровнях: семья, школа, вуз (вертикаль), власть, бизнес, сообщества (горизонталь/вертикаль), охватив, тем самым, все сегменты социума. Ну, и, наконец, необходима очень простая вещь – понимание любви как  жертвенного служения и высшего смысла жизни. 

Острота проблемы была обнажена, и А. Вайц, обращаясь к личному опыту, опыту духовных наставников, историческому и духовному опыту вятской земли, ярко выраженной в энергии Великорецкого крестного хода, поделился своими мыслями.

– Русский народ живёт животворящим духом. Это дух многонационального единства, скрепленного русской культурой. Когда я это понял, я сел на мотоцикл, включил механизм реального действия и уехал по стране в поисках ответа на вопрос: чем я могу помочь обществу? Так началось моё просветительство.

Но как быть, когда ценностные ориентиры у всех различны, и они не есть залог единства и согласия в обществе? Каким образом русскому человеку не утратить, не растерять любовь, правду, красоту, добро, сострадание? Как их сохранить и наследовать следующим поколениям?

– Здесь ответ простой: только личным примером! Человек – человеку – через человека. Это и  даст синергию. От сердца исходящее к сердцу и приходит.

Лекции в Политехническом  Лекции в Политехническом

В этом убеждении – позиция отца пятерых детей, человека верующего, ответственного, деятельного, который главную цель в развитии современного российского общества видит в народосбережении. Как управленчески решать эту проблему?

– Надо, чтобы во власть приходили лучшие. В моём понимании, это люди пассионарные, с духовно-нравственным стержнем, понимающие важность и значимость четырех стратегических задач: сохранения института семьи на государственном уровне как центра объективной государственной политики и стратегии; приоритетности вопросов воспитания, образования, безопасности человека (в широком значении слова); необходимости благоустройства пространства огромной страны и преобразования среды в её духовно-экологическом смысле; утверждения места России в мировом сообществе как миротворца в евангельском смысле – как удержителя (удерживающего баланс, гармонию), благоустроителя, собирателя, примирителя. Как это сделать? 

У лектора был свой  ответ (даже целая программа действий), и он прокомментировал его в системной представленности: 

– Надо «испытать» (мы же постоянно испытываем себя? Да и жизнь тоже) тех, кто стремится во власть (или на государственную службу), выяснив их отношение к духовно-нравственным ценностям, семье, Отечеству, языку, созидательному труду, служению, исторической памяти. А далее можно запустить механизм социальных лифтов для движения этих людей по карьерной лестнице.

Судя по вопросам (некоторые из них превращались в развернутые высказывания), Алексею Вайцу удалось «зацепить» аудиторию, побудить её к напряженной работе мысли. И это, по всей видимости, есть один из результатов встречи. Другой – не менее важный – состоит в том, что это не была лекция в её классическом виде. «Приглашение к размышлению в  диалоге» – так можно характеризовать жанр общения со слушателями, что, в конечном итоге, вылилось в дискуссию. В основном, в ней приняли участие вятские священники – о. Александр Балыбердин, о. Сергий Гомаюнов, а также постоянные слушатели проекта – преподаватели ВятГУ. В содержательном плане лекция получилась открытой, что говорит о серьезности и нерешенности поднятых вопросов.   

Лекции в Политехническом  Лекции в Политехническом

Да, действительно, мир мы узнаем через человека. Собственно, и себя тоже узнаем, вглядываясь внутрь. Но как мы понимаем сегодня – что такое этот взгляд внутрь себя? Это совесть? Работа души? А как это согласуется с «внешним человеком»? Человеком, включенным в безумный темпо-ритм социальной жизни? Что такое воспитание в современном смысле? Не воспитание ли сложного человека? А если так, то оно требует от тех, кто за это ответственен, деликатности, неспешности, искренности и честности позиции. Движения от сердца к сердцу, что и будет почувствовано, понято, принято. 

Разговор не окончен. Всё только начинается. Просто каникулы…

Наталья Поспелова,
руководитель проекта ВятГУ «Лекции в Политехническом»

 

Версия для печати