Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Как вузы могут сопровождать обучающихся с инвалидностью и помогать им строить свои профессиональные траектории

  • 12 августа 2022, 13:02
  • Автор: admin
  • Просмотров 1612

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Позади волнительная пора экзаменов и поступления в вуз, а впереди увлекательный процесс получения профессии. И уже в начале этого пути необходимо спланировать свою карьерную траекторию, которая включает в себя определение профессиональных и карьерных достижений, потому что подходить к будущему лучше всего подготовленным, понимая, что и зачем вы делаете сегодня и как эти действия отразятся на том, кем вы будете завтра

Для планирования профессионального развития необходимо определить цель, составить последовательность конкретных действий и контролировать результат.

Определение цели

Цель вы определили, выбрав направление подготовки и свою будущую профессию – это и есть конечная точка, то, к чему вы должны прийти. Однако в современном мире необходимо обладать не только профессиональными, но и надпрофессиональными навыками (коммуникация; критическое мышление; клиентоориентированность; управление проектами, людьми и собой; наставничество; решение проблем; принятие решений; эмоциональный интеллект и многое другое), развитие которых также может стать одной из целей в процессе получения профессии.

Для осуществления поставленной цели необходимо определить четкие временные рамки: составить индивидуальный план личного и профессионального развития на учебный год и на весь срок обучения в вузе.

Составить такой индивидуальный план профессионального развития студенту с инвалидностью могут помочь тьютор, куратор учебной группы, специалист ресурсного учебно-методического центра по профориентации на основе учебного плана. Куратор группы ознакомит с учебным планом, благодаря чему студент с инвалидностью четко будет представлять какие дисциплины на каком курсе изучаются, по каким дисциплинам предстоят курсовые работы, сроки прохождения практики, что включает государственная итоговая аттестация. Преподаватели в течение учебного года будут знакомить со сроками и требованиями освоения конкретных дисциплин (что такое лекция, практическое занятие и как к ним готовиться, как будет осуществляться контроль знаний студентов с инвалидностью).

Конкретные действия

Итак, мы определили список мероприятий, событий и задач, которые нужно посетить или выполнить для того, чтобы приблизиться к своей цели.
Ежегодно студенты с инвалидностью ВятГУ принимают участие в студенческих олимпиадах, конкурсах курсовых работ, профессионального мастерства («Абилимписк», «Профессиональное завтра» и др.), кафедральных и университетских мероприятиях, международных/всероссийских региональных конференциях и проектах.

Сопровождение и поддержку студента с инвалидностью при реализации плана профессионального развития в ВятГУ осуществляет:

  • тьютор/специалист деканата – осуществляет общее сопровождение студента в процессе обучения,
  • куратор группы, специалисты РУМЦ оказывают помощь при составлении плана профессионального развития, осуществляют контроль за его реализацией,
  • специалисты Психологической службы помогут в процессе адаптации первокурсников, сопровождении личностного роста,
  • преподаватели направляют студентов для участия в мероприятиях, проектах, конкурсах, курсах повышения квалификации,
  • руководитель практики от университета поможет студенту с инвалидностью определиться с местом прохождения практики, определит требования к прохождению практики и составлению отчета.
  • специалисты техподдержки обеспечат сопровождение при работе с сервисами образовательного сайта ВятГУ (личный кабинет студента, корпоративная почта, МУДЛ, ТИМС и др.)
  • студенты-волонтеры осуществляют ежедневную помощь.

Контроль

По каждому виду активности необходимо определить конкретные показатели (участник/победитель/призер; участие в конференции/выступление с докладом/доклад с публикацией и др.), по которым можно отслеживать прогресс и при необходимости корректировать маршрут развития.

При этом внешний контроль осуществляет куратор учебной группы/руководитель проекта, а самоконтроль - сам студент.

Результат

Результат – это так называемая отметка о том, что вы как специалист достигли намеченной цели.

Результатом будет ваше портфолио достижений: диплом о высшем образовании, удостоверения о повышении квалификации, грамоты, благодарности, сертификаты и конечно багаж знаний, профессиональных умений и навыков.

Версия для печати