Наш университет

ВятГУ провел проблемно-тематический день «Жизнь. Ты знаешь, что это такое?»

  • 19 апреля 2017, 09:49
  • Автор: admin
  • Просмотров 1188

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Мероприятие состоялось в муниципальной системе образования Сунского района

В прошлую пятницу в муниципальной системе образования Сунского района Кировской области прошло необычное мероприятие – проблемно-тематический день «Жизнь. Ты знаешь, что это такое?». Организаторами выступили Вятский государственный университет и Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр РАО.

Проблемно-тематический день является формой интеграции ресурсов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования школьников для достижения ими метапредметных результатов. Важно отметить, что в региональной системе образования Кировской области эта форма используется впервые.

проблемно-тематический день проблемно-тематический день проблемно-тематический день

Содержание и организация проблемно-тематического дня были определены на основе разработок метапредметного подхода к.п.н., доцента кафедры педагогики ВятГУ Ольги Селивановой, суть которых состоит в выделении автором компонентов метапредметности (метапонятия, метаумения и ценности), реализуемых на внутрипредметном, межпредметном и надпредметном уровнях. Тема мероприятия была выбрана неслучайно: по мнению педагогов, она является актуальной для современной социокультурной ситуации развития ребенка с присущими ей «аксиологическим вакуумом» сознания и тенденцией к обесцениванию человеческой жизни. Последствиями такого положения являются опасные для жизни увлечения школьников, такие как движение «зацеперов», группа «Синий кит» и другие.

Участниками проблемно-тематического дня стали образовательныеорганизации Сунского района: 5 школ и МКУ ДО ДЮЦ. Они входят в состав сетевой инновационной площадки школ Сунского района ВВРНОЦ, научным руководителем которой является доцент ВятГУ О.В. Селиванова. В соответствии с планом проблемно-тематического дня было подготовлено и проведено 11 мероприятий, среди которых открытые уроки, занятия внеурочной деятельности, выставки, интеллектуальные игры, дискуссии. В них приняли участие учащиеся начальной, основной и старшей школы – всего более 200 человек. Каждое мероприятие предполагало реализацию инновационной идеи в контексте темы проблемно-тематического дня и предусматривало создание школьниками образовательного продукта как результата их смыслотворческой деятельности.

проблемно-тематический день   проблемно-тематический день

Важно отметить, что в проведении проблемно-тематического дня приняли участие не только педагоги Сунского района, но и Богородского, Куменского, Кирово-Чепецкого, а также города Кирова – более 80 человек из 13 образовательных организаций Кировской области. Среди участников - немало молодых педагогов и ученых; например, аспирантка кафедры педагогики ВятГУ Т.С. Шеромова.

Анализ рефлективных листов участников мероприятия позволил сделать вывод об актуальности и сложности выбранной темы. Также было отмечено, что залогом эффективности инновационной деятельности педагогов является ее научно-методическое обоснование, проработанность теории метапредметности. Многие отметили инновационность форм и методических решений, увиденных в ходе проведения семинара. Так, интересной показалось объединение ресурсов на интегрированном уроке биологии и обществознания по теме: «Загадка жизни. Что значит человек? Откуда он?..» (Г.Гейне)», инновационная идея которого состояла в развитии диалектико-материалистического понимания эволюции человека. Причем, урок вели учителя разных школ района: учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 2 п. Суна Светлана Квакина и учитель биологии и химии МКОУ СОШ с. Верхосунье Сунского района Ольга Карасева. Урок был проведен для учащихся 10-х классов этих школ.

Участниками предметно-тематического дня также была дана высокая оценка внеурочному мероприятию «Анализ и синтез как методы познания мира», проведенного учителем математики МКОУ СОШ № 2 п. Суна Ириной Николаевой. Его новизна и оригинальность связаны, прежде всего, с использованием материала нескольких учебных предметов.

Первый опыт проведения проблемно-тематического дня, безусловно, удался – его организаторы и участники остались довольны и выразили готовность ввести эту форму работы в практику профессиональной деятельности. 

Версия для печати