Наш университет

Условия обучения в ВятГУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • -
  • Автор: admin
  • Просмотров 9290

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Ученый Совет Университета 27 июня 2014 года принял концепцию Политики ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья >> Указанный документ утвержден приказом ректора ФГБОУ ВПО «ВятГУ» от 4 июля 2014 года № 318.  

 

Разработка данного документа осуществлена на основании методических рекомендаций по организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса >>

 

К основным видам деятельности по организации обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  • Довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья.

Функции по данному виду работ возложены на Отдел организации приема и профориентации >> [ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ] и Отдел довузовской подготовки >> [ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ]

Основными формами профориентационной работы с абитуриентами с ОВЗ являются: разработка и реализация специальных образовательно-реабилитационных программ для абитуриентов с ОВЗ, профессиональная ориентация абитуриентов с ОВЗ, сопровождение вступительных испытаний абитуриентов с ОВЗ.

Реализация специальных образовательно-реабилитационных программ для абитуриентов с ОВЗ служит механизмом подготовки их к поступлению в Университет и содержит дисциплины двух видов: дисциплины предметной подготовки и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение.

Профессиональная ориентация абитуриентов с ОВЗ направлена на формирование у них осознанного и адекватного профессионального самоопределения и направлена на подбор одной или нескольких образовательных программ, доступных лицу с ОВЗ в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Сопровождение вступительных испытаний абитуриентов с ОВЗ направлено на создание специальных условий, заключающихся в предоставлении выбора формы вступительных испытаний (для вступительных испытаний, проводимых Университетом самостоятельно), предоставление технических средств, предоставление помощи ассистента, увеличении продолжительности вступительных испытаний.

 

  • Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Функции по данному виду работ возложены на Управление учебно-воспитательной работы и внешних связей >> [ПОЛОЖЕНИЕ]

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение студентов с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медицинской комиссии. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение студентов с ОВЗ, установление особого порядка освоения студентами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура» и создание в Университете толерантной социокультурной среды.

Организационно-педагогическое сопровождение студента с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; коррекцию взаимодействия преподавателей и студентов с ОВЗ; консультирование по психофизическим особенностям студентов с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей и сотрудников.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента с ОВЗ, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений.

Медицинско-оздоровительное сопровождение студентов с ОВЗ включает мероприятия, направленные на диагностику их физического состояния, сохранение их здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к процессу обучения.

 

Социальное сопровождение студентов с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:

- Мероприятия, сопутствующих образовательному процессу и направленные на их социальную поддержку, включая решение бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения, предоставление услуг медицинских пунктов, санатория-профилактория Университета.

- Установление особого порядка освоения студентами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура», определенного Положением о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся.

- Создание в Университете толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех челнов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

 

  • Развитие и обслуживание информационно-технологической базы инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Функции по данному виду работ возложены на Управление информационных технологий и телекоммуникаций >> [ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ]

Развитие информационно-технологической базы предусматривает использование материально-технических средств для студентов различных нозологий.

Для студентов с ОВЗ по слуху предусматривается применение сурдотехнических средств, таких как, системы беспроводной передачи звука, техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.

Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации визуальной информации в аудио и тактильные сигналы, таких как, брайлевская компьютерная техника, электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторов речи и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями зрения.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение специальной компьютерной техники со соответствующим программным обеспечением, в том числе, специальные возможности операционных систем, таких, как экранная клавиатура, и альтернативные устройства ввода информации.

 

  • Развитие и обслуживание образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Функции по данному виду работ возложены на Управление электронного образования >> [ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ]

Главным преимуществом применения электронного образования, дистанционных образовательных технологий при обучении лиц с ОВЗ является возможность индивидуализации траектории обучения таких категорий граждан, что подразумевает индивидуализацию содержания, методов, темпа учебной деятельности обучающегося, возможность следить за конкретными действиями студента с ОВЗ при решении конкретных задач, внесения, при необходимости, требуемых корректировок в деятельность обучающегося и преподавателя. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии позволяют эффективно обеспечивать коммуникации студента с ОВЗ не только с преподавателем, но и с другими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

Разработка образовательного портала, обеспечивающего электронное обучение, применение дистанционных образовательных технологий (далее – портал) осуществляется с учетом возможности отвечать потребностям наибольшего числа обучающихся, в том числе студентов и абитуриентов с ОВЗ. Информация, размещаемая на портале, соответствует стандарту обеспечения доступности web-контента (WebContentAccessibility).

Подбор и разработка учебных материалов осуществляется с учетом возможностей предоставления контента в различных формах – визуально, аудиально. Разрабатываемый нетекстовый контент максимально преобразуется в альтернативные формы, удобные для различных категорий пользователей, без потери данных и структуры. Предусматривается возможность масштабирования текста, возможность применения экранной клавиатуры.

В образовательном процессе активно используются различные формы организации on-line и off-line занятий, в том числе, вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках чатов, форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу по изучаемым в ходе освоения дисциплины (модуля) вопросам.

 

  • Социокультурная реабилитация, содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Функции по данному виду работ возложены на Региональный центр содействия трудоустройству >> [ПОЛОЖЕНИЕ]

Мероприятия по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

Основными формами содействия трудоустройству лиц с ОВЗ являются: презентации и встречи с работодателями студентов старших курсов, индивидуальные и групповые консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.

В программах адаптационных дисциплин, вводимых в рамках образовательных программ для студентов с ОВЗ, предусматривается подготовка выпускников к трудоустройству, следующему этапу социализации, связанным непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных знаний, умений, навыков, сформированных компетенций.

 

  • Создание безбарьерной архитектурной среды.

Функции по данному виду работ возложены на Управление капитального строительства и технической эксплуатации  [ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ]

При проработке вопросов создания БАС учитываются потребности различных категорий лиц с ОВЗ (с нарушениями слуха, с нарушением зрения, с ограничением двигательных функций).

Университет ежегодно проводит мероприятия по созданию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям Университета, такие, как обеспечение доступности путей движения, размещение средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств лиц с ОВЗ и др.

При проведении плановых капитальных ремонтов зданий предусматривается, как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. В учебных корпусах, в которых предусматривается реализация образовательных программ для студентов с ОВЗ учебные аудитории и иные помещения, где могут находиться лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, размещаются на уровне доступного входа.

Аудитории, в которых предусматривается реализация образовательных программ для лиц с ОВЗ, предусматривают возможность оборудования 1-2 места по каждому виду нарушения здоровья, что предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски, увеличения ширины прохода между столами, замена двухместных столов на одноместные. В общем случае в учебной аудитории первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусматривают расположение студентов с ОВЗ по зрению и слуху, а в ряду у дверей – для студентов с ОВЗ, передвигающихся в кресле-коляске.

При проведении плановых ремонтов зданий предусматривается, как минимум одно санитарно-гигиеническое помещение с туалетной кабинкой, доступной для маломобильных студентов, с установкой откидных опорных штанг, поручней, поворотных или откидных сидений.

Комплексная информационная система Университета предусматривает визуальную, звуковую, тактильную информацию для ориентации и навигации студентов с ОВЗ.

Система сигнализации и оповещения студентов различных нозологий предусматривает обеспечение визуальной, звуковой и тактильной информации. Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания проектируются в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

В общежитиях проектируется зона для проживания лиц с ОВЗ, обеспеченная хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями, предусматриваются санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий.

 

  • Обеспечение образовательного процесса кадрами, в том числе категорий профессорско-преподавательского состава, соответствующей квалификации.

Функции по данному виду работ возложены на Учебно-методическое управление >>  [ПОЛОЖЕНИЕ] и Управление дополнительного образования >>[ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ]

С целью комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ОВЗ предполагается введение в штат Университета должностей тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам и других категорий работников, таких, как сурдопедагог, сурдопереводчик, тифлопедагог.

С целью получения знаний о психофизиологических особенностях студентов с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических и программных средств обучения с учетом разных нозологий осуществляется обучение профессорско-преподавательского состава по программам дополнительного профессионального образования в рамках ежегодно организуемых курсов повышения квалификации.

 

  • Разработка адаптационных образовательных программ и учебно-методического обеспечения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Функции по данному виду работ возложены на Учебно-методическое управление >> [ПОЛОЖЕНИЕ] и Управление дополнительного образования >> [ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ], а также на соответствующие кафедры Университета.

К вопросам данной части Политики относятся введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей), выбор методов обучения, обеспечение лиц с ОВЗ специализированными образовательными ресурсами, особые процедуры прохождения практик, освоения дисциплины «Физическая культура», проведения текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой государственной аттестации, разработка, при необходимости, индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков.

Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в образовательные программы предназначено для индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации в процессе освоения образовательной программы высшего образования. Специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть циклов образовательной программы с целью освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации, коррекции коммуникативных умений в соответствии с индивидуальными потребностями студентов с ОВЗ.

Выбор методов обучения для студентов с ОВЗ определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами с ОВЗ и др. Рекомендуется применять социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебных группах.

Обеспечение лиц с ОВЗ специализированными образовательными ресурсами производится с учетом возможности предоставления учебного материала в различных формах – визуально, аудиально.

Выбор мест прохождения практики для студентов с ОВЗ осуществляется с учетом требований их доступности для данной категории обучающихся. Учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации, относительно рекомендованных условий труда. При необходимости при прохождении практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых трудовых функций.

Установление особого порядка освоения студентами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура» предусматривается п. 6.6.2. настоящей Политики и определяется Положением о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся.

Особенности проведения текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов с ОВЗ отражены в Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ФГБОУ ВПО «ВятГУ» и Положении о порядке прохождения итоговой государственной аттестации выпускников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский государственный университет», обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования.

Предусматривается создание специализированных фондов оценочных средств, позволяющих оценить степень освоения обучающимся образовательной программы и достижение целей образовательной программы, выбор форм проведения аттестации и контроля знаний, предоставление дополнительного времени для подготовки ответов, применение специальных технических средств, привлечение ассистента.

Обучение по индивидуальным учебным планам и индивидуальным учебным графикам предусмотрена для студентов с ОВЗ наряду с другими категориями обучающихся.

Версия для печати

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

ПОЛОЖЕНИЕ >> о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся

ИЗМЕНЕНИЯ >> в приложение к приказу ректора от 07.08.2013 № 359 «Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

ИЗМЕНЕНИЯ >> в приложение к приказу ректора от 16.10.2012 № 432 «Положение о порядке прохождения итоговой государственной аттестации выпускников ФГБОУ ВПО «ВятГУ», обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования»

 

 

 

Мероприятия по обеспечению доступности зданий ФГБОУ  ВПО  «Вятский государственный университет» для лицс ограниченными возможностями здоровья >>

 

Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья >>

 

Примерные рабочие программы адаптивных дисциплин для лиц с ограниченными возможностями здоровья >>